За большой урожай пшеницы расплачиваются те, кто его вырастил.

Окончательный итог урожая 2017 года еще не назван, но по последним данным idk.ru, он приближается к 140 млн тонн. Рекорд давит на зерновой рынок: появилась проблема сбыта, цены упали, и сельхозпроизводители терпят убытки, а порты не справляются с нагрузкой. 

Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский заявил, что для избавления от излишков России надо реализовать 55 млн тонн зерна. Правда, тут же добавил, что вряд ли получится столько вывезти за рубеж. Директор департамента растениеводства МСХ РФ Петр Чекмарев оценил возможности российского экспорта зерна 2017 года в 45 млн тонн (на 8 млн тонн больше, чем год назад). Ровно столько, по его мнению, наши порты, железные дороги и автотранспорт смогут переправить за пределы страны.

По информации ФГБУ «Центр оценки качества зерна», с начала сезона на 7 ноября экспорт достиг 20,9 млн тонн. Темпы неплохие, но пшеницы так много, что глава Минсельхоза Александр Ткачев назвал главной сегодняшней задачей нахождение новых рынков сбыта.

Среди моря проблем одна хорошая новость: из-за рекордного урожая пшеницы в России США вынуждены закрыть торговое представительство «Пшеничной ассоциации» в Египте. Потому что стоимость американского зерна стала выше российского, а значит, наши экспортеры смогут потеснить американцев и занять эту нишу.

География поставок уже расширилась более чем на 100 стран. По-прежнему лидерами по потреблению остаются Египет и Турция. С последней были проблемы, но после встречи руководителей двух стран ситуация выправляется: к 7 ноября закупки пшеницы Турцией составили 2,95 млн тонн — больше прошлогодних на 13%, кукурузы — в 3,5 раза, гороха — в 1,5 раза, чечевицы — в 3,1 раза.

— Все зернотрейдеры стараются открыть новые страны — мы грузим в Бангладеш, Судан, Кению, Венесуэлу, − рассказал на одной из встреч гендиректор ООО «Гленкор АГРО Ростов» Александр Затонский. − Мукомолы Армении и Грузии очень активно в этом году используют поставки машинами, за счет чего у них логистика получается дешевле на 10 долларов.

Порты перегружены

В пик сбора зерновых вдоль трасс и даже на городских дорогах Ростовской области, которая является перевалочным регионом, скапливались целые колонны автомобилей с зерном. Сейчас оно перекочевало в порты, угрожая коллапсом.

Чтобы избавиться от избытков зерна, нужно продавать ежемесячно не менее 5 млн тонн. По словам эксперта донской ТПП Юрия Корнюша, продажи медленно, но идут, и мы выходим на эту цифру. Правда, она колеблется, и точную никто пока назвать не может. Директор ростовского филиала «Федерального центра оценки безопасности и качества зерна и продуктов его переработки» Геннадий Кириллов сообщил, что подтверждение качества для отгрузки на экспорт прошло более 12 млн тонн зерна. Между тем на Дон подтягиваются все новые грузы из других регионов, увеличивая нагрузку на порты.

— Ситуация очень сложная — порты забиты зерном. Мы идем навстречу сельхозпроизводителям, чтобы и их поддержать, и терминалы не забивать, сегодня сотни миллионов рублей выплачены за зерно, которое находится не в портах, а в хозяйствах. Еще один риск — навигация закрывается в середине ноября. Все вывезти не успеем, будем хранить, доплачивать за это, и вывозить в марте по более высокой цене, − говорит Александр Затонский.

Кроме того, трейдеры опасаются, что зерно может поехать вагонами, предложений из разных регионов много. По словам Корнюша, РЖД понизили коэффициент на 10,5% по тарифам на перевозку зерна для шести субъектов: Курской, Липецкой, Пензенской, Самарской, Ульяновской, Курганской областей. Железнодорожники дают еще дополнительную скидку на провоз экспортной пшеницы по территориям центральной России. По расчетам РЖД, эти меры должны привести к увеличению перевозок до 2,7 млн тонн.

— В Новороссийск мы вообще не можем пробиться, − продолжил описание ситуации директор «Луис Дрейфус Восток» Сергей Гремякин. − Там порт постоянно занят, поэтому не дает разрешение, а автотранспорт блокируют. Большая проблема при погрузке в порту «Кавказ»: то погода плохая, то воды мало — каждое судно уходит с простоем. Бывает, две недели ждет, когда его поставят на точку, а деньги капают, 50-100 тысяч долларов набегает на каждое судно. У нас в России реально нет портовой инфраструктуры — нужно открывать на глубокой воде как минимум еще 10 терминалов и углублять проходной канал в Азовское море. …

2017-11-23
Мы используем файлы cookie для вашего удобства пользования сайтом и повышения качества рекомендаций. Подробнее
Я согласен
×
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie (пользовательских данных, содержащих сведения о местоположении; тип, язык и версию ОС; тип, язык и версию браузера; сайт или рекламный сервис, с которого пришел пользователь; тип, язык и разрешение экрана устройства, с которого пользователь обращается к сайту; ip-адрес, с которого пользователь обращается к сайту; сведения о взаимодействии пользователя с web-интерфейсом и службами сайта) в целях аутентификации пользователя на сайте, проведения ретаргетинга, статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Открыть чат