Урожайный век.
Первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов — о том, почему агропромышленный комплекс стал драйвером роста российской экономики
Отшумел главный агропромышленный форум России — ежегодная выставка «Золотая осень – 2017», собравшая на своей площадке 1,4 тыс. предприятий из 70 регионов России и 15 стран зарубежья. Пришло время подвести итоги горячей страды 2017 года. Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев на совещании у председателя правительства РФ Дмитрия Медведева заявил, что отныне Россия ежегодно будет собирать более 100 млн т зерна. Какие основания у нас есть для столь оптимистичных прогнозов?
Уборочная кампания еще продолжается, однако убрано уже более 85% посевных площадей и можно уверенно сказать: такого урожая у нас в стране еще не было. Минсельхоз первоначально был осторожен в оценках итогового валового сбора из-за неблагоприятных погодных условий. Но сейчас очевидно, что мы соберем не меньше, а то и больше 128 млн т зерна в бункерном весе, и это абсолютный рекорд за все годы выращивания зерновых в современной России и РСФСР. Максимальный урожай по тем временам был собран в 1978 году и составлял 127 млн т. Если бы сегодня у нас под зерновыми были те же 78 млн га, что и тогда, а не сегодняшние 47 млн га, мы при нынешней урожайности 30 ц/га собрали бы на 100 млн т зерна больше! Это к вопросу о потенциале нашего зернового рынка.
Такой урожай позволит полностью обеспечить растущие потребности в продовольственном и фуражном зерне на внутреннем рынке, стимулировать развитие животноводства (спрос на кормовое зерно за 10 лет вырос на 15%), а также обеспечить экспортные поставки в объеме, на треть превышающем прошлогодний. При благоприятной ситуации на мировом рынке планируем вывезти 45 млн т зерна, в том числе 30 млн т пшеницы в 110 стран мира. Рассчитываем, что в этом году Россия снова станет мировым лидером по экспорту пшеницы.
Вдумайтесь: еще совсем недавно, в 1990-е годы прошлого века, миллионы гектаров земель сельхозназначения оказались заброшенными, накормить страну можно было только импортным зерном, мясом, молоком, парк сельхозмашин стремительно старел и не обновлялся, а из сел, где не было ни работы, ни достойных условий для жизни, бежали люди. А теперь агропромышленный комплекс вырывается вперед и из бесконечно дотируемой отрасли становится отраслью зарабатывающей, продающей излишки продовольствия в другие страны. Становится отраслью, которая сейчас близка к выполнению всех целевых показателей Стратегии продовольственной безопасности. Это значит, что по одним продовольственным позициям мы уже перешли на полное самообеспечение, а по другим — готовы перейти в течение нескольких лет. …