Счетная палата недовольна состоянием зернового рынка в России.

Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия "Проверка эффективности выполнения функций государственного агента открытым акционерным обществом "Объединенная зерновая компания" (ОЗК) при проведении государственных закупочных и товарных интервенций сельхозпродукции в 2011-2012 годах". С докладом по теме выступил аудитор Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

По его словам, несмотря на меры господдержки, инфраструктура отечественного зернового рынка остается недостаточно развитой. Значительная часть элеваторов, хлебоприемных предприятий и реализационных баз хлебопродуктов была построена в 50 - 70 годах прошлого века, поэтому износ основных средств составляет до 80%. Текущие вложения в обновление и восстановление основных средств элеваторов и хлебоприемных предприятий не превышают 15% от потребности. При этом скорость выбытия активов превышает скорость ввода в эксплуатацию новых мощностей.

Изменение экономической модели российского рынка зерна с импортной на экспортную выявило также несоответствие существующей инфраструктуры и транспортной логистики растущим потребностям рынка, сообщает ИА «Росбалт».

В соответствии со стратегией развития ОЗК к 2015 году должна обеспечить достижение пяти целевых показателей: развитие элеваторных мощностей с 1,8 до 8,4 млн тонн в год; наращивание портовых перевалочных мощностей с 3,5 до 16 млн тонн в год; интенсификация использования элеваторных мощностей за счет повышения их пропускной способности в 1,5 раза; создание собственного транспортного парка из 3 тыс. вагонов-зерновозов; внедрение системы маршрутизации и диспетчеризации перевозок зерна, увеличение доли маршрутных отправок зерна на базе собственного парка с 1 до 6 млн тонн.

"Однако анализ выполнения стратегии показал, что эти целевые показатели к 2015 году достигнуты не будут",- резюмировал аудитор. Так по состоянию на 31 декабря 2012 года мощности дочерних и зависимых обществ ОЗК по хранению зерна составляли всего 2,9 млн тонн вместо запланированных к этому периоду 5,57 млн, прирост портовых перевалочных мощностей составил 0,7 млн тонн вместо 8,5 млн.

Также в нарушение распоряжений Росимущества, ОЗК не направляло часть полученной чистой прибыли на строительство 19 новых инфраструктурных объектов агропродовольственного рынка. На эти цели должно было пойти в 2011 году - 125,8 млн рублей, а в 2012-м - 11,1 млн рублей.

В то же время средства федерального бюджета в размере 3 млрд рублей, внесенные в уставный капитал ОЗК в декабре 2010 года для реализации инфраструктурных проектов, были размещены зерновой компанией на депозитном счете в коммерческом банке. По состоянию на 31 декабря 2012 года доходы ОЗК от их размещения составили 265,8 млн рублей. "Это является свидетельством неэффективного использования бюджетных средств, поскольку они предназначались именно на цели инвестиций. Прошло три года, а эти деньги не использовались", - отметил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

За 2011-2012 годы из интервенционного фонда было утрачено около 180 тыс. тонн зерна на общую сумму в 964 млн рублей. Хранителями этого зерна было возмещено по залоговой стоимости 879,3 млн рублей. Таким образом, фактический ущерб государства из-за порчи или недостачи зерна интервенционного фонда составил 15,2 тыс. тонн или 84,6 млн рублей.

Кроме того, у аудиторов вызвало вопросы резкое ухудшение финансовых результатов компании в преддверии ее приватизации в 2014-2016 годах.

Также Бато-Жаргал Жамбалнимбуев отметил, что в 2010-2012 годах компания привлекала кредиты Россельхозбанка для формирования интервенционного фонда под 11,25-12% годовых. Это значительно превышало, как действовавшие процентные ставки рефинансирования Банка России (8,25-8,5% годовых), так и ставки по кредитам, предоставляемыми банком для осуществления коммерческой деятельности зерновой компании (8,5-9,1% годовых). В результате оплата Россельхозбанку повышенных кредитных ставок за указанный период привела к дополнительным расходам федерального бюджета на более чем 587 млн рублей.

По итогам проверки коллегия решила направить представления руководству Министерства сельского хозяйства РФ и ОЗК, информационные письма заместителю председателя правительства РФ Аркадию Дворковичу и в МВД РФ, обращение в Генпрокуратуру РФ, отчет о результатах контрольного мероприятия и краткую информацию в Совет Федерации и Госдуму.
2014-03-05
Открыть чат