ОАО «РЖД» разрешили возить зерно
Весь октябрь зерновой рынок лихорадил спор трейдеров с «Российскими Железными Дорогами», грозивший срывом всему экспортному сезону. В середине октября во время рабочего совещания в ОАО «РЖД» разногласия удалось преодолеть, но причина конфликта - проблема нехватки складских помещений в южных портах - осталась актуальна и грозит новыми скандалами, сообщает «Kuban.iNFO» со ссылкой на газету «Южный репортер».
Искрой для разжигания конфликта послужило извещение за подписью члена совета директоров ОАО «РЖД» Геннадия Фадеева в ряд зернотрейдерских компаний Юга. В тексте письма сообщалось, что в соответствии с устным распоряжением вице-президента ОАО «РЖД»« Сергея Козырева прием заявок на организацию перевозок зерна в порты Новороссийска и Туапсе по прямому варианту (с вагона прямо на борт судна) приостанавливается на неопределенный срок. Причиной подобного решения были названы огромные убытки железнодорожников от простоя вагонов в портах.
Зерновики восприняли подобную конвенцию как фактический отказ железных дорог перевозить зерно в самый разгар экспортного сезона. Рынок охватила паника.
По сути, после ультиматума ОАО «РЖД» зернотрейдерам оставался лишь один вариант - работать через единственный на Юге Новороссийский портовый элеватор, который не может справиться с большими объемами.
По прогнозам аналитиков, срыв поставок зерна через южные порты должен был составить порядка 5 млн т, (0,5 млн т через порт Кавказ, около 1 млн т через Туапсе и порядка 4,1 млн т через Новороссийский морской торговый порт), а это половина всего экспортного плана 2006-2007 гг. Кроме того, зерновым компаниям грозили огромные штрафы, неустойки и потеря репутации за рубежом. К тому же нереализованное зерно грозило «хлынуть» на внутренний рынок и обрушить цены.
Обвинения в адрес ОАО «РЖД» со стороны зерновиков сыпались самые разнообразные: попытка наказать зерновиков за требование снизить тарифы на перевозку, желание использовать зерновые вагоны, для более прибыльных перевозок цемента, борьба за прибыль.
«Решение ОАО «РЖД» лишает нас половины экспорта, а Северо-Кавказскую железную дорогу (СКЖД) - $15 млн прибыли», - пояснил представитель одной из зернотрейдерских компаний ЮФО, попросивший не упоминать его фамилию.
В разгорающийся конфликт обещал вмешаться министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев.
О разрешении конфликта впервые заговорили после экстренного рабочего совещания в ОАО «РЖД» с участием начальника департамента управления перевозками Алексея Миронова и вице-президента «Российского зернового союза» Андрея Славутина. Во время совещания неожиданно выяснилось, что никакого конфликта нет, а был лишь небольшой спор из-за недопонимания.
«Телеграмма была лишь предупреждением грузоотправителям, что на подъездах к портам скопилось много составов с зерном и им нужно на несколько дней остановить погрузку. Чтобы не платить нам за использование вагонов, которые будут простаивать. Мы вывезем все зерно, как только суда придут под погрузку», - официально заявил А. Миронов. «На объемах экспорта наши временные конвенции не скажутся. При плане погрузки 1 тыс. 600 вагонов с зерном в сутки к концу октября ОАО «РЖД» выйдет на уровень 1200-1300 вагонов», - пообещал он.
А. Славутин был более сдержан в комментариях: «На сегодняшний день мы не имеем претензий к ОАО «РЖД», хотя и понесли убытки. Скажу даже больше, в последнее время железные дороги стали работать гораздо лучше. Мы, как и раньше, рассматриваем ОАО «РЖД» как основного перевозчика. Но это досадное недоразумение с прекращением погрузки, к сожалению, было разъяснено только сейчас. Поэтому, чтобы «недоразумения» не возникали впредь, я предложил создать специальную рабочую группу с представителями дороги».
Однако, как заявила сотрудник пресс-службы «Российских Железных Дорог» Ирина Шабанова, примирение с зерновиками не искоренило сам источник проблемы - нехватку в южно-российских портах складских помещений. В октябре на Северо-Кавказской железной дороге в ожидании выгрузки скопилось 2 тыс. 840 зерновозов. За 9 месяцев 2006 г. общий ущерб от простоя зерновозов из-за задержки судов в море и скоплений в портах составил 74 млн рублей. «Если с зерновиками случилось некое «непонимание ситуации», то на перевозки угля и металла действительно в скором времени придется накладывать запрет», - пояснила И. Шабанова.
Искрой для разжигания конфликта послужило извещение за подписью члена совета директоров ОАО «РЖД» Геннадия Фадеева в ряд зернотрейдерских компаний Юга. В тексте письма сообщалось, что в соответствии с устным распоряжением вице-президента ОАО «РЖД»« Сергея Козырева прием заявок на организацию перевозок зерна в порты Новороссийска и Туапсе по прямому варианту (с вагона прямо на борт судна) приостанавливается на неопределенный срок. Причиной подобного решения были названы огромные убытки железнодорожников от простоя вагонов в портах.
Зерновики восприняли подобную конвенцию как фактический отказ железных дорог перевозить зерно в самый разгар экспортного сезона. Рынок охватила паника.
По сути, после ультиматума ОАО «РЖД» зернотрейдерам оставался лишь один вариант - работать через единственный на Юге Новороссийский портовый элеватор, который не может справиться с большими объемами.
По прогнозам аналитиков, срыв поставок зерна через южные порты должен был составить порядка 5 млн т, (0,5 млн т через порт Кавказ, около 1 млн т через Туапсе и порядка 4,1 млн т через Новороссийский морской торговый порт), а это половина всего экспортного плана 2006-2007 гг. Кроме того, зерновым компаниям грозили огромные штрафы, неустойки и потеря репутации за рубежом. К тому же нереализованное зерно грозило «хлынуть» на внутренний рынок и обрушить цены.
Обвинения в адрес ОАО «РЖД» со стороны зерновиков сыпались самые разнообразные: попытка наказать зерновиков за требование снизить тарифы на перевозку, желание использовать зерновые вагоны, для более прибыльных перевозок цемента, борьба за прибыль.
«Решение ОАО «РЖД» лишает нас половины экспорта, а Северо-Кавказскую железную дорогу (СКЖД) - $15 млн прибыли», - пояснил представитель одной из зернотрейдерских компаний ЮФО, попросивший не упоминать его фамилию.
В разгорающийся конфликт обещал вмешаться министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев.
О разрешении конфликта впервые заговорили после экстренного рабочего совещания в ОАО «РЖД» с участием начальника департамента управления перевозками Алексея Миронова и вице-президента «Российского зернового союза» Андрея Славутина. Во время совещания неожиданно выяснилось, что никакого конфликта нет, а был лишь небольшой спор из-за недопонимания.
«Телеграмма была лишь предупреждением грузоотправителям, что на подъездах к портам скопилось много составов с зерном и им нужно на несколько дней остановить погрузку. Чтобы не платить нам за использование вагонов, которые будут простаивать. Мы вывезем все зерно, как только суда придут под погрузку», - официально заявил А. Миронов. «На объемах экспорта наши временные конвенции не скажутся. При плане погрузки 1 тыс. 600 вагонов с зерном в сутки к концу октября ОАО «РЖД» выйдет на уровень 1200-1300 вагонов», - пообещал он.
А. Славутин был более сдержан в комментариях: «На сегодняшний день мы не имеем претензий к ОАО «РЖД», хотя и понесли убытки. Скажу даже больше, в последнее время железные дороги стали работать гораздо лучше. Мы, как и раньше, рассматриваем ОАО «РЖД» как основного перевозчика. Но это досадное недоразумение с прекращением погрузки, к сожалению, было разъяснено только сейчас. Поэтому, чтобы «недоразумения» не возникали впредь, я предложил создать специальную рабочую группу с представителями дороги».
Однако, как заявила сотрудник пресс-службы «Российских Железных Дорог» Ирина Шабанова, примирение с зерновиками не искоренило сам источник проблемы - нехватку в южно-российских портах складских помещений. В октябре на Северо-Кавказской железной дороге в ожидании выгрузки скопилось 2 тыс. 840 зерновозов. За 9 месяцев 2006 г. общий ущерб от простоя зерновозов из-за задержки судов в море и скоплений в портах составил 74 млн рублей. «Если с зерновиками случилось некое «непонимание ситуации», то на перевозки угля и металла действительно в скором времени придется накладывать запрет», - пояснила И. Шабанова.
2006-10-31