На смену советским элеваторам должны прийти крупные логистические центры.
Внедрение современных технологий в АПК и развитие мелиорации уже дает свои результаты. В этом году в России почти повсеместно аграрии обновили рекорды по сбору урожая как овощей, так и зерна. Общий валовой сбор по стране — 91 миллион тонн. Доля Волгоградской области во всероссийском каравае составила 4 миллиона 200 тысяч тонн.
Вопросы повышения экспортного потенциала России на мировом рынке зерна, а также увеличение производства и урожайности в растениеводстве обсуждались и в ходе выездного совещания, которое провел председатель правительства России Дмитрий Медведев в Астрахани. Участие в нем принял и губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров.
Рекордные урожаи — это, безусловно, важно. Однако не менее важная задача сегодня — сохранить собранное зерно. Где и как хранятся тонны хлеба, в каком состоянии сегодня незаменимые в советские годы элеваторы?
Вместимость почти 70 тысяч тонн зерна. В былые годы Жутовский элеватор был заполнен, что называется, до краев. Золото полей везли из Светлоярского, Калачевского, Октябрьского районов, даже из Калмыкии. Однако сегодня ситуация изменилась – зерна в силосах всего 15 тысяч тонн, мощности элеватора загружены лишь на 1/5.
Иван Хаустов, генеральный директор Жутовского элеватора: «Проблема стала где-то последние лет шесть. Фермеры понастроили складов, посчитали, что хранить у себя выгоднее, а мы последние лет шесть зимой с 1 октября по 10 мая людей распускаем на вынужденный простой. В общем сказать, как и все, наверное, выживаем».
Несмотря на столь малую загруженность, элеватор продолжает работать. Техника здесь в хорошем состоянии. Все потоки зерна контролируют в самом сердце предприятия – диспетчерском пункте.
Татьяна Утянская, диспетчер Жутовского элеватора: «С этого пульта я смотрю за оборудованием, включаю маршруты, например, проезды. Я включаю банки, которые подают зерно. Автоматически он включается, и смотрю за ходом подачи зерна».
С колес элеватор может принимать 2 тысячи тонн зерна в сутки, грузить на вагон тысячу тонн в смену. Сейчас этот потенциал остается нереализованным.
Иван Хаустов, генеральный директор Жутовского элеватора: «Я думаю, что это временное явление. Я думаю, что элеваторы будут востребованы. Сейчас в основном грузоперевозки идут на автотранспорт. От нас везут зерно в Ростов, Азов, Астрахань. Используют только автомобильный, железная дорога невыгодна. Но на сегодня где-то цены сравнялись».
Многие фермеры действительно сегодня идут по пути самостоятельного хранения – для зерна создают собственные площади. Аграрии признаются: не устраивает время работы элеваторов, ведь уборка идет круглосуточно. Иногда встречаются и нечистые на руку предприятия. Наиболее крупные хозяйства стараются строить собственные склады – это возможность самостоятельно контролировать потоки зерна и следить за его качеством. Безусловно, организация собственного хранилища по плечу не каждому производителю. Удовольствие не из дешевых. При этом в урожайные годы цена за хранение зерна на элеваторе не кусается.
Андрей Штепо, глава КФХ: «Если цена общая на зерно, как было в 2015 году, относительно нормальная, можно хранить безболезненно, она проходная. Но при падении цены, как в этом году, до 30%, я считаю, что вообще рентабельности нет хранить зерно, потому что цена и так низкая, и ты еще заплатишь за нее».
В советские годы продовольственная программа страны основывалась на централизованном выращивании, заготовках, хранении и переработки зерна. Активно развивалось сельское хозяйство. Целые институты совершенствовали технологии сохранения урожая. Элеваторы росли как грибы и были важнейшим звеном в цепи от поля до прилавка. Ситуация начала меняться в 90-х. Зернохранилища переходили в частные руки. Месторасположение, объемы, год постройки – многие факторы сделали конкуренцию неравной. В новых условиях, чтобы стабильно развиваться, предприятия должны предоставлять целый спектр услуг по приобретению и покупке сельхозпродукции.
Роман Ильченко, генеральный директор Октябрьского элеватора: «Наше государство достаточно планомерно идет к тому, что мы не то что вынуждены, для того, чтобы выстроить именно правильную бизнес-модель по реализации зерна, включены будут такие залоговые обязательства, банковские гарантии под свидетельство нахождения зерна, и отсюда будет и кредитование, и многие банковские гарантии, которые вытекают из того, что зерно будет находиться на официальном хранении именно на предприятиях нашей отрасли».
Сегодня Октябрьский элеватор заполнен практически полностью. Его емкость около 140 тысяч тонн. Работает современная производственно-техническая лаборатория. Здесь специалисты определяют качество зерна.
Ольга Черноиванова, начальник ПТЛ Октябрьского элеватора: «Работаем по ГОСТу. ГОСТ по самому наихудшему показателю – это натура, зерновая примесь, сор, клейковина обязательно, протеин. Там 39 показателей нужно определить, и потом по самому наихудшему выставляется класс».
Условия хранения зерна, по словам специалистов, – это то, что определяет в конечном счете уровень продовольственной безопасности страны. Только в специализированных помещениях, где создан особый микроклимат, урожай способен дождаться своего часа без потери в количестве и качестве. Для этого на элеваторах зерно и охлаждают, и делают протравку продукции.
По конвейеру зерно поступает в силосы. Это резервуары, их высота 30 метров. Там зерно хранится при специальной температуре и влажности. Это позволяет как можно дольше сохранять качество продукта.
За него здесь и несут ответственность. С каким качеством приняли, с таким и обязаны вернуть. В этом элеваторе хранят зерно интервенционного фонда России, а также золото полей сельхозпроизводителей района и коммерческих структур. Главная задача в современных рыночных условиях – наладить на элеваторе полный комплекс работ от приемки до отгрузки на железнодорожный и автомобильный транспорт. Технические возможности для этого созданы.
Роман Ильченко, генеральный директор Октябрьского элеватора: «Во многом все будет зависеть от того, насколько сам рынок зерна будет уходить из серой схемы в более прозрачные, предсказуемые отрасли экономики страны в целом. Потому что если продукция поставлена на элеватор, то она считается законно произведенной и легально проданной».
Эксперты едины во мнении: нехватка специализированных модернизированных площадок для хранения продукции – фактор, который вкупе с другими определяет ситуацию на зерновом рынке. А значит, время элеваторов как емкостей по временному хранению и отгрузке зерна прошло. Региону и стране в целом необходимы современные логистические центры. С полным спектром услуг по сбыту и оценке продукции.