На рынке перевозок зерна зреет конфликтная ситуация

По информации ИА «РЖД-Партнер.Ру», на рынке перевозок зерна зреет конфликтная ситуация, связанная с некоторыми моментами административной реформы российского правительства. 2 года назад функции государственного контроля за качеством перевозимого зерна находились у Государственной хлебной инспекции (ГХИ), которая была позднее расформирована.

Обязанности ГХИ передали Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, но не в полной мере. Согласно Постановлению Правительства Россельхознадзор получил лишь функции контроля за качеством зерна при экспорте, импорте, закладке в госрезерв и интервенциях для государственных нужд.

Таким образом, уполномоченной государством организации, контролирующей внутренние перевозки зернопродуктов, сегодня в России нет, а вот интересный пункт в «Правилах перевозки грузов на железнодорожном транспорте» остался. Он гласит: «Зерновые грузы и продукты их переработки должны предъявляться к перевозке грузоотправителем при наличии сертификата качества».

По словам вице-президента Российского зернового союза (РЗС) Андрея Славутина, ситуация пока что регулируется участниками перевозочного процесса с позиций здравого смысла. До последнего времени действовала телеграмма ОАО «РЖД», которая до выхода соответствующих правительственных документов разрешала перевозку зерна внутри страны по удостоверениям качества, выдаваемым производителями зерна и продуктов его переработки. Однако в конце прошлого года эта телеграмма была отменена по требованию Министерства транспорта, настаивавшего на буквальном выполнении соответствующего пункта Правил.

Не изменило позиции Минтранса и письмо, которое подготовили Минсельхоз и Россельхознадзор. В письме, направленном в адрес Министерства транспорта, в частности, предлагалось внести изменения в Правила перевозок и добавить к разрешенным ныне «сертификатам качества» еще и «иные документы», которыми вполне могли бы служить уже используемые на практике удостоверения качества.

Но согласно ответу Минтранса документом, разрешающим перевозку, может быть только сертификат любой организации, аккредитованной при Россельхознадзоре. Подобными организациями, по сути, сегодня являются 16 лабораторий под общим названием ГП «Федеральный центр оценки безопасности качества зерна и продуктов его переработки». Эти лаборатории расположены далеко не во всех субъектах Федерации и поэтому производителям зерна приходится тратить дополнительные силы и средства на сертификацию продукции.

Например, по данным А. Славутина, в РЗС уже жаловались сельхозпроизводители из Вологодской области, которым приходится оформлять сертификаты в Москве, за 400-600 км от места его погрузки. Кроме того, дополнительные сложности создает оформление утвержденного бланка сертификата, в котором присутствует графа «номер вагона». Получается замкнутый круг - без сертификата нельзя грузить зерно, а номер вагона можно занести в бланк документа только после подачи его под погрузку.

По словам начальника отдела аккредитации Управления по надзору в сфере качества и безопасности зерна Россельхознадзора Игоря Фартукова, «обязанностей контролировать внутренние перевозки у нас нет, и мы этим не занимаемся». Чиновник согласился с тем, что специализированные лаборатории способны оценить качество зерна, но выразил сомнения в необходимости этих операций для перевозок внутри страны.

А. Славутин уверен, что массовых обращений зернотрейдеров в связи с ненормальной ситуацией по перевозке зерна в Минсельхозпрод, Минтранс и ОАО «РЖД» до сих пор нет лишь «из-за того, что люди не совсем отошли от новогодних праздников».

По мнению источника в Департаменте коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД», в железнодорожной корпорации поддерживают инициативу Министерства сельского хозяйства и РЗС на смягчение правил перевозки зерна. Но при этом железнодорожники отмечают, что ОАО «РЖД» перестало быть государственным органом и является одним из многих хозяйствующих субъектов, поэтому ожидают инициативу заинтересованной стороны.

В департаменте ОАО «РЖД» посетовали, что есть опасность того, что при выдаче сертификатов авансом будет трудно проследить идентичность того зерна, качество которого удостоверяется сертификатом, и того, которое реально грузится в вагоны. Железнодорожники признают, что сложившаяся ситуация не прибавляет оптимизма не только зернотрейдерам, но и транспортникам. Ведь она может отрицательно сказаться на объемах перевозки зерна по железной дороге. «Если во времена МПС мы могли самостоятельно разрешить те или иные перевозки в виде исключения и по особым условиям, то теперь вынуждены ждать решения законодательных государственных органов», - рассказал один из специалистов компании.
2007-01-24
Мы используем файлы cookie для вашего удобства пользования сайтом и повышения качества рекомендаций. Подробнее
Я согласен
×
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie (пользовательских данных, содержащих сведения о местоположении; тип, язык и версию ОС; тип, язык и версию браузера; сайт или рекламный сервис, с которого пришел пользователь; тип, язык и разрешение экрана устройства, с которого пользователь обращается к сайту; ip-адрес, с которого пользователь обращается к сайту; сведения о взаимодействии пользователя с web-интерфейсом и службами сайта) в целях аутентификации пользователя на сайте, проведения ретаргетинга, статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Открыть чат