Комментарий. Зарубино станет регулятором рынка зерна в Сибири и на Дальнем Востоке.
В Совете Федерации состоялось совещание «О прогнозном балансе ресурсов и использования зерна в РФ». «Крестьянские ведомости» публикуют выступление первого заместителя генерального директора АО «Объединённая зерновая компания» Дмитрия Юрьева, который отметил, что пшеницы 3 класса для булок достаточно, а экспортные возможности расширятся с вводом зернового терминала в Зарубино.
В целом экспорт пшеницы сохраняет свою позитивную динамику и традиционно его основной объем составляет пшеница 4 класса, отметил Д. Юрьев. Стратегическими потребителями российского зерна являются страны Африки и Ближнего Востока, которые производят муку из пшеницы этого класса. Отечественные производители муки используют пшеницу только 3 класса. Анализ закупок мукомольных предприятий АО «ОЗК», расположенных в Воронежской и Волгоградской областях, Краснодарском крае, показал, что пшеницы 3 класса достаточно для их самообеспечения. Так, на ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат» (ДЗО АО «ОЗК») имеется четырехмесячный запас такой пшеницы для переработки. Для нужд животноводства российские сельхозпроизводители используют пшеницу 5 класса.
Следует отметить, что для развития экспортных поставок муки необходимо внедрение дополнительных мер стимулирования готовой продукции. Также целесообразно развивать программы стимулирования производства зерновых по отдельным регионам, наиболее в этом нуждающихся и имеющих потенциал производства большего объема зерна. А для наращивания экспортного потенциала важна разработка мер по борьбе с амброзией и клопом-черепашкой, которые являются серьезным сдерживающим фактором.
Особый интерес участников совещания вызвал отчет Дмитрия Юрьева о реализации ключевого инвестиционного проекта АО «ОЗК» — строительства Дальневосточного специализированного зернового терминала в морском порту Зарубино Приморского края. Его значимость для России позволяет рассматривать зерновой терминал в перспективе в качестве регулятора рынка зерна Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Реализация этого амбициозного проекта позволит качественно увеличить объем экспортных поставок зерновых культур и продукты их переработки в страны Азиатско–Тихоокеанского региона (АТР). Кроме того, данный проект способствует введению в оборот новых земель сельхозназначения на Дальнем Востоке, обеспечив внедрение новых технологий и организацию новых рабочих мест.
Между тем остаются вопросы, которые требуют особого внимания и проработки, в частности, механизмы поддержки поставок зерна и готовой зерновой продукции с дополнительной добавленной стоимостью. Кроме того, эксперты отметили сложности с доставкой к порту из регионов СФО удаленностью более 5000 километров.
Подводя итоги обсуждения инвестпроекта, участники совещания единодушно отметили значимость Дальневосточного специализированного зернового терминала для развития качественно новых экспортных возможностей для российских производителей зерна, муки и готовой продукции.