Комментарий WJ InterAgro: Конъюнктурная оценка роста цен зерно и его последствий

Похожее и различное

В начале 2006 года конъюнктура российского зернового рынка в своем развитии совершила своего рода оборот, добравшись, а порой и преодолев прошлогодние ценовые уровни на основные товары (см. диаграмму 1). В то же время качественно ситуация абсолютно иная, и это также видно из диаграммы



Если год назад цены неуклонно позли вниз, то сейчас они не менее уверенно поднимаются. Причины и факторы этих процессов, развернувших вектор развития конъюнктуры в диаметральном направлении, тоже резко контрастируют между собой.

Во-первых, в первом полугодии прошлого сезона экспортные программы были выполнены только на 57%, и даже несмотря на ценовую стагнацию мирового рынка излишки российского зерна были востребованы. Правда, для этого следовало просесть и внутренним ценам. Нынче: по нашим оценкам (WJ) экспорт первой половины 2005-06 зернового года состоялся уже на 73% в размере 8,15 млн. тонн зерна, таким образом, относительный экспортный потенциал второй половины сезона существенно ниже.

Во-вторых, после очень тяжелого периода потеряв 6,5% годового производства муки, отечественные переработчики все-таки оправились и преодолели затяжную ценовую стагнацию. И хотя текущие цены на муку пока ниже прошлогодних, но они растут и обеспечивают фундамент возросшим ценам на зерно.

В-третьих, похожие на первый взгляд данные Росстата о наличии зерна на 1 января 2006 года и аналогичную прошлогоднюю дату, разняться более существенно при учете интервенционного фонда. Так нынешние 31,8 млн. тонн зерна только на 1,4% меньше того, что было 1 января 2005 года, но в прошлом году интервенционный фонд был пуст, а сейчас в нем локализованы 1,55-1,65 млн. тонн. То есть с учетом этой специфической части зернового рынка, в свободном обороте зерна меньше уже 6,5%, чем в прошлом году. Факт сам по себе слабый, достаточно вспомнить, что наличие зерна на 01.01.2005г. было на 16,3% больше аналогичной даты 2004 года.

Итак, вышеперечисленных факторов в принципе недостаточно для кардинального поворота в развитии ценовой картины рынка, хотя они и необходимы.

Главным фактором (в-четвертых) являются плохие оценки нового урожая в России и Украине из-за высокой гибели озимых вследствие лютой зимы 2006 года. А в прошлом году, наоборот, состояние и российских, и украинских озимых было одно из самых лучших, а, следовательно, перспективы выглядели весьма радужно.

И все-таки урожай-2006

Несмотря на уникальные морозные аномалии января-февраля 2006 года, слухи о катастрофической гибели озимых (по Марку Твену) преувеличены. По нашей оценке ситуация с озимыми пока, вне сомнения, хуже среднегодовых показателей, но в то же время лучше драматического 2003 года, когда итоговая гибель озимых зерновых составила почти 27% посевов.

На сегодняшний день рано давать твердый прогноз гибели озимых, и, тем более, валового сбора зерна 2006 года. Но, поскольку эти темыобсуждаются уже несколько месяцев, предлагаем первые оценки WJ перспектив нового урожая. Общая гибель озимых зерновых посевов России пока представляется в размере 20% площадей. Сразу следует успокоить «горячие головы»: безусловно – в некоторых районах она доходит и до 40-50%.

Февральская оценка WJ валового сбора зерна в 2006 году составляет в среднем 72,5 млн. тонн зерна при диапазоне 68-76 млн тонн. Это практически среднее значение для России за последние 10 лет, хотя и ниже нынешних 78 млн тонн. В том числе пшеницы в среднем 40 млн. тонн зерна при диапазоне 38-42 млн тонн, что также близко к среднему значению и ниже нынешних 47,6 млн тонн. Зато возможно вырастет урожай ячменя до 17,3 млн тонн (диапазон 16,5-18 млн тонн), а это выше и среднего, и нынешних 15,8 млн тонн.

Итак, с точки зрения очевидного снижения валового сбора зерна в новом сезоне естественным выглядит более высокий уровень цен, чем в прошлом году. Но опять же, амплитуды ценового шараханья рынка пока основаны на весьма крайних оценках гибели озимых, подогретых и дополненных просто слухами и зачастую неподтвержденными.

Кроме этого, надо отметить одно неприятное явление: чем ниже урожай и выше цены, тем меньше внутреннее потребление зерна. К сожалению, дополнительный импорт зерна не увеличивается адекватно снижению урожая. И в итоге в периоды слабых урожаем и высоких цен мы имеем сокращение потребительской базы зернового производства. Так, по нашим оценкам, произойдет в новом сезоне, и даже частично в текущем. Резкий рост цен уже приводит российский рынок зерна к сворачиванию экспорта, наращиванию импорта и сжатию внутреннего потребления. Результатом всего этого будет возможное превышение конечных запасов зерна над начальными в текущем сезоне 2005-06 гг., как это ни парадоксально. По нашим расчетам, Россия может закончит сезон с запасами в 10 млн тонн и более, при начальных 9,943 млн тонн (см. диаграмму 2).




История учит тому, что ничему не учит

Отдельно следует сказать о том, что нынешний рост цен на зерно, хоть и очевидный – но чрезмерный, создал массу проблем не только покупателям, но также и продавцам. Ведь для товародержателя при поднимающемся рынке совершенно естественна реакция оставаться при своем зерне, дорожающем день ото дня. Однако – все хорошо в меру, в том числе и отложенное предложение. Достаточно вспомнить совсем недавнюю историю весны прошлого года, когда при значительном наличии зерна на рынке образовался дефицит продовольственной пшеницы. То есть зерновой рынок споткнулся практически на ровном месте. Из-за того, что хранившееся совсем не лучшим образом в хозяйствах зерно стало зараженным, и к моменту его реализации уже могло перемещаться самостоятельно с помощью амбарных вредителей. А ведь держали пшеницу как уверенный 3 или 4 класс. Таким образом, риск для держателя во многом в том, что, придерживая товар в желании продать еще дороже, можно потерять его вовсе, так как зараженное зерно годится только на спирт. И то - не всякое.
2006-02-21
Мы используем файлы cookie для вашего удобства пользования сайтом и повышения качества рекомендаций. Подробнее
Я согласен
×
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie (пользовательских данных, содержащих сведения о местоположении; тип, язык и версию ОС; тип, язык и версию браузера; сайт или рекламный сервис, с которого пришел пользователь; тип, язык и разрешение экрана устройства, с которого пользователь обращается к сайту; ip-адрес, с которого пользователь обращается к сайту; сведения о взаимодействии пользователя с web-интерфейсом и службами сайта) в целях аутентификации пользователя на сайте, проведения ретаргетинга, статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Открыть чат