Комментарий. В Казахстане — новая стратегия в области зернового экспорта
Правительство Казахстана разработало новую стратегию экспорта зерна. Об этом было объявлено на «Зерновом форуме» в Астане. Как разъяснили представители правительства Казахстана, на первых порах речь идет о лицензировании деятельности, связанной с экспортом зерна. На последующих этапах предусматривается упорядочение методов оценки качества зерна с тем, чтобы оно соответствовало мировым стандартам.
Программа действий, судя по ее изложению правительственными чиновниками, весьма обширна. Предполагается создать республиканский Совет по зерну, зерновой пул, предоставление субсидий при транспортировке зерна и продуктов его переработки, включение зерна в перечень биржевых товаров. По заявлению на форуме представителей правительства, «Казахстан стремится взять за образец пример Австралии и Канады».
Попробуем проанализировать эти высказывания и попытаемся выяснить, что это может означать на практике.
Качество зерна, субсидии, лицензирование экспорта - это в развитых странах вещь обычная. Было бы странно, если бы кто-то имел право просто так взять и вывезти зерно в другую страну без разрешения своего правительства или брюссельских чиновников, если речь идет, например, о членах ЕС, Поэтому лицензирование, скорее всего, будет проведено для того, чтобы отсечь либо мелких игроков, либо недобросовестных. Казахстан поступает вполне в духе времени.
А вот высказывания о Канаде и Австралии означают, что за границей казахстанским зерном в перспективе может торговать одно ведомство. Именно так все устроено и в Канаде, и в Австралии. Поскольку эти страны можно отнести к относительно малым, конкурировать на мировом рынке с единым ЕС или мощными американскими гигантами типа «Каргилл» им трудно, а отдельным фермерам или частным компаниям в силу удельного веса просто невозможно. Поэтому существуют специальные единые организации - Советы по зерну. Фермеры сдают зерно этим ведомствам, которые и торгуют им на мировом рынке. Ведомства содержат специальных представителей, экспертов, юристов, экономистов и т.д. Через определенное время фермеры получают свою долю прибыли. Получается, что государство создает совместно с производителями зерна некое агентство - кооператив, которое отстаивает интересы производителей в мире.
Такая практика постоянно раздражает США, которые заявляют, что государственные зерновые корпорации - это пережиток старых времен, и они не соответствуют духу времени. Для дискредитации подобных «зерновых структур» (Советов по зерну) используется любой повод - то австралийская Пшеничная комиссия - АВБ давала взятки Саддаму, поэтому должна прекратить свое существование, (можно подумать, что с частными компаниями такого никогда не было), то в Канаде часть фермеров хотела бы торговать зерном самостоятельно и так далее.
Пока и в Канаде, и в Австралии преобладает мнение о необходимости сохранения подобных организаций, хотя, повторим, внешние и отдельные внутренние силы предлагают их то реформировать, то разделить, то упразднить.
Намерение Казахстана брать пример с Канады и Австралии, если это не просто слова, должно означать и намерение твердо отстаивать в мире интересы собственного производителя. Поэтому логика подсказывает, что со временем может быть создана единая зерновая организация для функционирования на внешнем рынке.
Программа действий, судя по ее изложению правительственными чиновниками, весьма обширна. Предполагается создать республиканский Совет по зерну, зерновой пул, предоставление субсидий при транспортировке зерна и продуктов его переработки, включение зерна в перечень биржевых товаров. По заявлению на форуме представителей правительства, «Казахстан стремится взять за образец пример Австралии и Канады».
Попробуем проанализировать эти высказывания и попытаемся выяснить, что это может означать на практике.
Качество зерна, субсидии, лицензирование экспорта - это в развитых странах вещь обычная. Было бы странно, если бы кто-то имел право просто так взять и вывезти зерно в другую страну без разрешения своего правительства или брюссельских чиновников, если речь идет, например, о членах ЕС, Поэтому лицензирование, скорее всего, будет проведено для того, чтобы отсечь либо мелких игроков, либо недобросовестных. Казахстан поступает вполне в духе времени.
А вот высказывания о Канаде и Австралии означают, что за границей казахстанским зерном в перспективе может торговать одно ведомство. Именно так все устроено и в Канаде, и в Австралии. Поскольку эти страны можно отнести к относительно малым, конкурировать на мировом рынке с единым ЕС или мощными американскими гигантами типа «Каргилл» им трудно, а отдельным фермерам или частным компаниям в силу удельного веса просто невозможно. Поэтому существуют специальные единые организации - Советы по зерну. Фермеры сдают зерно этим ведомствам, которые и торгуют им на мировом рынке. Ведомства содержат специальных представителей, экспертов, юристов, экономистов и т.д. Через определенное время фермеры получают свою долю прибыли. Получается, что государство создает совместно с производителями зерна некое агентство - кооператив, которое отстаивает интересы производителей в мире.
Такая практика постоянно раздражает США, которые заявляют, что государственные зерновые корпорации - это пережиток старых времен, и они не соответствуют духу времени. Для дискредитации подобных «зерновых структур» (Советов по зерну) используется любой повод - то австралийская Пшеничная комиссия - АВБ давала взятки Саддаму, поэтому должна прекратить свое существование, (можно подумать, что с частными компаниями такого никогда не было), то в Канаде часть фермеров хотела бы торговать зерном самостоятельно и так далее.
Пока и в Канаде, и в Австралии преобладает мнение о необходимости сохранения подобных организаций, хотя, повторим, внешние и отдельные внутренние силы предлагают их то реформировать, то разделить, то упразднить.
Намерение Казахстана брать пример с Канады и Австралии, если это не просто слова, должно означать и намерение твердо отстаивать в мире интересы собственного производителя. Поэтому логика подсказывает, что со временем может быть создана единая зерновая организация для функционирования на внешнем рынке.
2006-12-06