Комментарий. Россия-2012: много планов, много возможностей
По информации пресс-центра Правительства РФ, накануне Нового года федеральные органы исполнительной власти подвели итоги своей деятельности в 2007 году и определили задачи на 2008 год.
По словам Заместителя Председателя Правительства РФ - министра финансов РФ Алексея Кудрина, в 2008 году планируется разработать методологию и подготовить долгосрочный прогноз развития бюджетной системы Российской Федерации на 15 лет. Это делается в соответствии с поручениями Президента России.
При подготовке проекта федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов будут на практике реализованы принципы, закрепленные в новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации. Планируется ввести в действие новый порядок исполнения бюджетов, предусмотренный новой редакцией Бюджетного кодекса.
«В 2008 году предстоит продолжить текущую работу по совершенствованию налоговой системы, а также определиться со стратегией налоговой реформы на ближайшие 15 лет, - отмечает А. Кудрин. - В частности, необходимо внести в Правительство РФ проекты законов, направленных на решение таких важных проблем, как регулирование трансфертного ценообразования и введение института консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций».
Отдельным серьезным вопросом будет разработка подходов к развитию пенсионной системы, системы медицинского и социального страхования в долгосрочной перспективе. Для этого будет необходимо определиться с вопросами совершенствования единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Министерство финансов Российской Федерации также будет работать над повышением эффективности основных налогов и решением тех вопросов, которые уже были обозначены в Основных направлениях налоговой политики на 2008-2010 годы. Эти вопросы связаны практически со всеми основными налогами: налогом на добавленную стоимость, налогом на прибыль организаций, налогом на доходы физических лиц, акцизами, региональными и местными налогами, а также специальными налоговыми режимами.
«В 2008 году должна быть завершена реорганизация системы регулирования аудиторской деятельности в России. С решением этой задачи аудиторы в нашей стране будут работать по общепризнанным в мире стандартам», - заявил А. Кудрин.
Об основных направлениях деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ) рассказала глава ведомства Эльвира Набиуллина:
«Наша страна становится полноправным членом международного экономического и торгового сообщества, сформировав все необходимые свойства рыночной экономики. Достигнув определенного макроэкономического баланса и устойчивости к внешнеэкономическим шокам, нам необходимо сейчас акцентировать внимание на острых проблемах: недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, недостаток и квалификация трудовых ресурсов, потому что отставание в данных областях не позволит реализовать стратегически важные цели и ответить на предстоящие глобальные вызовы.
В ближайшей перспективе мировая экономика будет характеризоваться структурными изменениями, связанными с перераспределением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов. Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившейся тенденцией ее поступательной глобализации и тенденциями регионализации, как реакцией на рост напряженности между имеющимися и возникающими центрами силы и накопление диспропорций в глобальной торговле и финансовой системе».
«Для анализа мировых экономических процессов и определения основных целей российской экономики нашим Министерством по поручению Президента была разработана «Концепция долгосрочного развития Российской Федерации» на период с 2008 до 2020 года. Одним из ключевых моментов концепции является увеличение инвестиций в «человеческий капитал», поскольку уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Модернизация образования будет проходить по ключевым направлениям: обеспечение развития инфраструктуры непрерывного профессионального образования (long life learning), внедрение новых образовательных технологий, новых механизмов финансирования учебных заведений на основе нормативного подушевого и программного принципов», - заявила глава МЭРТ.
«Социально-демографические процессы, экономический рост, развитие медицинских технологий предъявляют новые требования к системе здравоохранения. Кроме этого, требуют решения задачи по повышению доступности жилья и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, корректировке деятельности негосударственных некоммерческих организаций, созданию нормативного правового и организационного механизма регулирования внутренней торговли.
Есть целый ряд очень важных для национальной экономики секторов и сфер, где бизнесу сложно самостоятельно финансировать капиталоемкие проекты с длительным сроком окупаемости, а также проекты с высокими рисками - например, в сфере разработки и внедрения инноваций, инфраструктурные проекты. Для работы в этих сферах государство создало институты развития: Инвестиционный фонд, Особые экономические зоны, Российскую венчурную компанию, Банк развития.
Следует отметить, что развитие транспортной инфраструктуры в ближайшие годы останется ключевым приоритетом национальной экономической политики.
Становление эффективных рыночных институтов и повышение конкурентоспособности российской экономики на основе взаимодействия государства и бизнеса, основанное на усилении внимания к социальным вопросам и оформлению региональных центров роста, приведет к созданию прочной основы для дальнейшего развития и укреплению имиджа России на мировой арене», - полагает Эльвира Набиуллина.
Согласно отчету Министерства сельского хозяйства РФ, второй год реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» подтвердил верность избранного государством курса в аграрной сфере. Контрольные целевые показатели нацпроектом будут полностью выполнены.
По направлению «Ускоренное развитие животноводства» при плановом росте производства мяса за 2 года на 7%, увеличение его производства ожидается на 14,4% (или более чем на 1 млн т), молока - на 4,5% (или более чем 1 млн 300 тыс. т). Ожидается стабилизация численности КРС на уровне 2005 года (21 млн 400 тыс. голов).
Впервые за последние годы в АПК сельхозпроизводителям стали доступны инвестиционные кредитные ресурсы на льготных условиях. Отрасль в целом становится более привлекательной для инвесторов, благодаря чему участники Проекта привлекли около 121 млрд рублей кредитных средств на срок до 8 лет.
С начала реализации нацпроекта осуществляется строительство, реконструкция и модернизация более 2 тыс. животноводческих комплексов (ферм). Они создаются на основе самых передовых технологий, по своим масштабам и эффективности не только не уступают, но и превосходят зарубежные аналоги.
При поддержке Минсельхоза РФ разворачивается строительство десятков современных предприятий по переработке сырья. Прорабатываются новые подходы к реализации возросших объемов производства сельхозпродукции.
Для обновления основных фондов в животноводстве, повышения генетического потенциала животных и улучшения условий их содержания осуществляется закупка племенного скота и современного технологического оборудования на условиях финансового лизинга. За 2 года ОАО «Росагролизинг» поставило в хозяйства 105 тыс. голов племенного КРС и оборудование для модернизации более 236 тыс. скотомест.
По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также сельскохозяйственным потребительским кооперативам выдано более 445 тыс. кредитов на сумму более 85 млрд рублей (при плановом показателе 70,9 млрд руб.).
Идет активное формирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Создано 3661 сельскохозяйственных потребительских кооперативов при плане 2 тыс. 550 (145,1% к плановому показателю), в том числе 1084 кредитных, 709 перерабатывающих и 1862 снабженческо-сбытовых.
В 35 регионах осуществляются пилотные проекты по земельно-ипотечному кредитованию. ОАО «Россельхозбанк» предоставил 177 кредитов на общую сумму 5,4 млрд рублей под залог более 270 тыс. га земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В рамках направления «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе» в регионах за 2 года будет введено 1583 тыс. кв. м жилья (114% к плану) для 32,5 тыс. молодых специалистов (103%).
В процессе реализации нацпроекта в него были включены дополнительные мероприятия: это государственная поддержка племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, развития аквакультуры. По предварительным данным, установленные проектом показатели будут полностью выполнены, в частности поголовье овец увеличится на 6% при плановом показателе 3%.
Таким образом, за 2 года были мобилизованы финансовые, организационно-управленческие и социально-политические ресурсы, которые позволили создать благоприятные условия для дальнейшего стабильного экономического роста в отрасли и для решения социальных проблем российской деревни.
В соответствии с федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» Минсельхоз России подготовило, а Правительство РФ приняло Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
В этом документе закреплен новый подход государства к сельскому хозяйству. Таким образом, нацпроект перерастает в Государственную программу и аграрная политика становится с 2008 года приоритетом в социально-экономической политике государства.
На ближайшее пятилетие определены 3 основные цели аграрной политики:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- рост конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства с целью импортозамещения;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Аграрная политика на ближайшие 5 лет становится более прозрачной, что создает гарантии для бизнеса и делает отрасль более привлекательной для потенциальных инвесторов.
Государственная программа систематизирует меры в области аграрной политики и определяет размеры государственной поддержки из федерального и регионального бюджетов. Это консолидирует ресурсы государства на решающих направлениях, содействует формированию единого экономического пространства.
Государственная программа создает предпосылки для развития всех форм хозяйствования на земле и различных форм агробизнеса как крупных, так мелких, оставляя окончательный выбор за самими крестьянами.
Благодаря комплексу мер, которые осуществляет Минсельхоз России, техническое перевооружение отрасли набирает темпы. В 2007 году по сравнению с 2005 годом сельхозпредприятия приобрели тракторов больше в 1,7 раза, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - в 1,4 раза. Все шире используются ресурсосберегающие технологии, позволяющие осуществлять посевы сельскохозяйственных культур при минимальной обработке почвы. Эти технологии сохраняют структуру почвы, влагу, снижают энергозатраты. Они служат сохранению плодородия, долгосрочному землепользованию. В 2007 году такие технологии применялись на 40% пашни, в сравнении с 30% - в 2006 и 20% - в 2005 годах.
Применение современных технологий позволило стабилизировать урожаи зерновых. В 2007 году валовой сбор зерна в весе после доработки составил 81,5 млн т, что стало лучшим урожаем за последние 5 лет. На уровне прошлого года получен валовой сбор картофеля и овощей.
В 2007 году продолжалась реализация мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».
В рамках Программы осуществлялось строительство жилья в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов, развитие газификации, водоснабжения, развитие сети общеобразовательных учреждений, учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта, культурно-досуговой деятельности в сельской местности, развитие торгового и бытового обслуживания, информационно-консультационного обслуживания, электрических сетей, телекоммуникационных сетей, сети автомобильных дорог в сельской местности.
Говоря о положительных изменениях в социальной сфере, также нужно отметить, что по темпам роста заработной платы сельское хозяйство, начиная с прошлого года, стало превышать другие отрасли экономики. Так, за 9 месяцев 2007 года среднемесячная номинальная начисленная зарплата в сельском хозяйстве выросла на 38%, при 20,3% в среднем по экономике. Правда, в абсолютном выражении она пока невелика: в среднем за 9 месяцев 2007 года зарплата в сельском хозяйстве составила 5 тыс. 742 руб., в экономике в целом - 12 тыс. 791 руб.
Продолжается реализация федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы».
Минсельхозом России разработана целевая ведомственная программа «Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы», которая предполагает:
- увеличение площади промышленных виноградников на 21,2 тыс. га;
- создание молодых виноградников из оздоровленных привитых саженцев с использованием подвоя, соответствующего сорту и почвам ареала возделывания культуры, позволяющими эксплуатировать насаждения не менее 25 лет - 29,9 тыс. га;
- увеличение доли молодых виноградников в промышленных посадках до 42% (за счет восстановления погибших зимой 2006 года плодоносящих виноградников);
- дополнительную организацию 12 тыс. рабочих мест;
- увеличение объема производства натуральных виноградных, шампанских и игристых вин до 80% от общего объема производства виноградных вин.
По инициативе Минсельхоза России нулевая ставка по налогу на прибыль для сельскохозяйственных организаций продлена до 1 января 2009 года. Соответствующий законопроект о внесении изменений в налоговое законодательство принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, и 29 ноября текущего года подписан Президентом Российской Федерации (№ 280-ФЗ).
Эта и другие меры по финансовому оздоровлению, осуществленные в последние годы, позволили повысить финансово-экономическую устойчивость сельскохозяйственных организаций. Выросла рентабельность и, как следствие, сократилось количество убыточных хозяйств. Удельный вес прибыльных предприятий за 2005-2007 гг. вырос с 58 до 73%, уровень рентабельности повысился с 7 до 15%.
Планы деятельности Минсельхоза РФ на 2008 год.
В 2008 году предстоит закрепить все положительные изменения в развитии агропромышленного комплекса, достигнутые в уходящем году. В числе главных остаются задачи по обеспечению динамичного, эффективного и устойчивого развития отрасли. Они будут решаться уже в соответствии с пятилетней Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В этом документе закреплен новый подход государства к сельскому хозяйству, как к перспективной и потенциально высокотехнологичной отрасли нашей экономики, и к селу в целом - как к важному укладу жизни нашего народа.
В рамках Государственной программы намечается значительно увеличить объемы производства продукции сельского хозяйства. При этом акцент будет сделан на росте объемов производства продукции животноводства. В связи с чем предполагается провести серьезную работу по модернизации животноводческих комплексов с использованием принципиально нового технологического оборудования, наращиванию генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренному созданию соответствующей кормовой базы.
Меры государственной поддержки в 2008 году будут направлены, в первую очередь, на дальнейшее расширение и совершенствование племенной базы животноводства, увеличение поголовья крупного рогатого скота, а также поголовья в таких традиционных отраслях животноводства, как оленеводство, табунное коневодство, овцеводство и козоводство. Их дальнейшее развитие позволит не только увеличить производство отдельных видов мяса, но и поддержать сохранение традиционного уклада жизни и занятости народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В 2008 году будет продолжена работа по разработке необходимых нормативных документов и процедур для осуществления конкурсного отбора наиболее перспективных пилотных проектов сельских поселений с комплексной компактной застройкой и благоустройством.
Принципиально большую роль в будущем году будут иметь вопросы совершенствования законодательства в сфере агропромышленного комплекса, в том числе разработка законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Он предусматривает регулирование деятельности торговых сетей, защиту прав потребителей, соблюдение баланса интересов отечественных производителей и торговых организаций.
В настоящее время согласованы концепция и проект технического задания на разработку проекта данного федерального закона и, что важно, Минсельхозом России разработаны предложения по содержанию главы VII «Особенности реализации продукции агропромышленного комплекса. Принятие законопроекта создаст основу цивилизованных правовых отношений в сфере торговли.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации намерено способствовать максимальной реализации потенциальных возможностей аграрного сектора российской экономики.
Согласно отчету Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в 2007 году наблюдалось улучшение в вопросах сохранения и организации питания и летнего отдыха детей и подростков подготовлены постановления Главного государственного санитарного врача об утверждении программ совершенствования организации питания, медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях на 2008-2010 годы.
Разработаны и внедрены методические рекомендации: «Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет», «Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7-11 и 11-18 лет в общеобразовательных учреждениях» и «Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах». Разработан проект государственных санитарно-эпидемиологических правил «Организация питания школьников».
Реализация этих мероприятий позволили увеличить охват учащихся горячим питанием по Российской Федерации в 2007 году до 70-72% (в 2006 году данный показатель составлял 69%). Количество школьников, получающих горячие завтраки и обеды, увеличилось с 9,4 млн до 9,9 млн.
Как заметил руководитель ФТС России Андрей Бельянинов: «В 2007 году удалось решить вопрос мотивации сотрудников таможенных органов. В июле правительство утвердило критерии и показатели оценки эффективности работы таможенных органов. В сентябре - приняло постановление, которое позволило поднять зарплату до достойного уровня. Установлена жесткая взаимосвязь между результатами работы каждого таможенника и уровнем оплаты его труда. Теперь появилась уверенность в сохранении квалифицированных кадров, привлечении молодежи на службу в таможенные органы после окончания вуза».
Будет продолжена работа по оснащению современными средствами технического контроля. К 2010 году будет действовать 83 инспекционно-досмотровых комплексов. С 12 странами Евросоюза отрабатывается проект, который позволит с 2009 года получать предварительную информацию в электронной форме о перемещаемых во взаимной торговле товарах. Сейчас предварительное электронное информирование является добровольным для участников ВЭД. Когда перевозчики автомобилей пошли на такой шаг, таможенное оформление их товаров в пунктах пропуска на финляндской границе сократился до 12-15 минут.
«И конечно - свою результативность и значимость ежедневно доказывают правоохранительные подразделения таможенной службы. Основные усилия направлены на пресечение контрабанды особо чувствительных для экономики России товаров: металлов, лесоматериалов, товаров топливно-энергетического комплекса, морских биоресурсов, мясной продукции, а также наркотических средств и валюты», - отметил А. Бельянинов.
По словам Заместителя Председателя Правительства РФ - министра финансов РФ Алексея Кудрина, в 2008 году планируется разработать методологию и подготовить долгосрочный прогноз развития бюджетной системы Российской Федерации на 15 лет. Это делается в соответствии с поручениями Президента России.
При подготовке проекта федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов будут на практике реализованы принципы, закрепленные в новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации. Планируется ввести в действие новый порядок исполнения бюджетов, предусмотренный новой редакцией Бюджетного кодекса.
«В 2008 году предстоит продолжить текущую работу по совершенствованию налоговой системы, а также определиться со стратегией налоговой реформы на ближайшие 15 лет, - отмечает А. Кудрин. - В частности, необходимо внести в Правительство РФ проекты законов, направленных на решение таких важных проблем, как регулирование трансфертного ценообразования и введение института консолидированной отчетности по налогу на прибыль организаций».
Отдельным серьезным вопросом будет разработка подходов к развитию пенсионной системы, системы медицинского и социального страхования в долгосрочной перспективе. Для этого будет необходимо определиться с вопросами совершенствования единого социального налога и взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.
Министерство финансов Российской Федерации также будет работать над повышением эффективности основных налогов и решением тех вопросов, которые уже были обозначены в Основных направлениях налоговой политики на 2008-2010 годы. Эти вопросы связаны практически со всеми основными налогами: налогом на добавленную стоимость, налогом на прибыль организаций, налогом на доходы физических лиц, акцизами, региональными и местными налогами, а также специальными налоговыми режимами.
«В 2008 году должна быть завершена реорганизация системы регулирования аудиторской деятельности в России. С решением этой задачи аудиторы в нашей стране будут работать по общепризнанным в мире стандартам», - заявил А. Кудрин.
Об основных направлениях деятельности Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ) рассказала глава ведомства Эльвира Набиуллина:
«Наша страна становится полноправным членом международного экономического и торгового сообщества, сформировав все необходимые свойства рыночной экономики. Достигнув определенного макроэкономического баланса и устойчивости к внешнеэкономическим шокам, нам необходимо сейчас акцентировать внимание на острых проблемах: недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, недостаток и квалификация трудовых ресурсов, потому что отставание в данных областях не позволит реализовать стратегически важные цели и ответить на предстоящие глобальные вызовы.
В ближайшей перспективе мировая экономика будет характеризоваться структурными изменениями, связанными с перераспределением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов. Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившейся тенденцией ее поступательной глобализации и тенденциями регионализации, как реакцией на рост напряженности между имеющимися и возникающими центрами силы и накопление диспропорций в глобальной торговле и финансовой системе».
«Для анализа мировых экономических процессов и определения основных целей российской экономики нашим Министерством по поручению Президента была разработана «Концепция долгосрочного развития Российской Федерации» на период с 2008 до 2020 года. Одним из ключевых моментов концепции является увеличение инвестиций в «человеческий капитал», поскольку уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Модернизация образования будет проходить по ключевым направлениям: обеспечение развития инфраструктуры непрерывного профессионального образования (long life learning), внедрение новых образовательных технологий, новых механизмов финансирования учебных заведений на основе нормативного подушевого и программного принципов», - заявила глава МЭРТ.
«Социально-демографические процессы, экономический рост, развитие медицинских технологий предъявляют новые требования к системе здравоохранения. Кроме этого, требуют решения задачи по повышению доступности жилья и модернизации жилищно-коммунального хозяйства, корректировке деятельности негосударственных некоммерческих организаций, созданию нормативного правового и организационного механизма регулирования внутренней торговли.
Есть целый ряд очень важных для национальной экономики секторов и сфер, где бизнесу сложно самостоятельно финансировать капиталоемкие проекты с длительным сроком окупаемости, а также проекты с высокими рисками - например, в сфере разработки и внедрения инноваций, инфраструктурные проекты. Для работы в этих сферах государство создало институты развития: Инвестиционный фонд, Особые экономические зоны, Российскую венчурную компанию, Банк развития.
Следует отметить, что развитие транспортной инфраструктуры в ближайшие годы останется ключевым приоритетом национальной экономической политики.
Становление эффективных рыночных институтов и повышение конкурентоспособности российской экономики на основе взаимодействия государства и бизнеса, основанное на усилении внимания к социальным вопросам и оформлению региональных центров роста, приведет к созданию прочной основы для дальнейшего развития и укреплению имиджа России на мировой арене», - полагает Эльвира Набиуллина.
Согласно отчету Министерства сельского хозяйства РФ, второй год реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» подтвердил верность избранного государством курса в аграрной сфере. Контрольные целевые показатели нацпроектом будут полностью выполнены.
По направлению «Ускоренное развитие животноводства» при плановом росте производства мяса за 2 года на 7%, увеличение его производства ожидается на 14,4% (или более чем на 1 млн т), молока - на 4,5% (или более чем 1 млн 300 тыс. т). Ожидается стабилизация численности КРС на уровне 2005 года (21 млн 400 тыс. голов).
Впервые за последние годы в АПК сельхозпроизводителям стали доступны инвестиционные кредитные ресурсы на льготных условиях. Отрасль в целом становится более привлекательной для инвесторов, благодаря чему участники Проекта привлекли около 121 млрд рублей кредитных средств на срок до 8 лет.
С начала реализации нацпроекта осуществляется строительство, реконструкция и модернизация более 2 тыс. животноводческих комплексов (ферм). Они создаются на основе самых передовых технологий, по своим масштабам и эффективности не только не уступают, но и превосходят зарубежные аналоги.
При поддержке Минсельхоза РФ разворачивается строительство десятков современных предприятий по переработке сырья. Прорабатываются новые подходы к реализации возросших объемов производства сельхозпродукции.
Для обновления основных фондов в животноводстве, повышения генетического потенциала животных и улучшения условий их содержания осуществляется закупка племенного скота и современного технологического оборудования на условиях финансового лизинга. За 2 года ОАО «Росагролизинг» поставило в хозяйства 105 тыс. голов племенного КРС и оборудование для модернизации более 236 тыс. скотомест.
По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в АПК» личным подсобным и крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также сельскохозяйственным потребительским кооперативам выдано более 445 тыс. кредитов на сумму более 85 млрд рублей (при плановом показателе 70,9 млрд руб.).
Идет активное формирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Создано 3661 сельскохозяйственных потребительских кооперативов при плане 2 тыс. 550 (145,1% к плановому показателю), в том числе 1084 кредитных, 709 перерабатывающих и 1862 снабженческо-сбытовых.
В 35 регионах осуществляются пилотные проекты по земельно-ипотечному кредитованию. ОАО «Россельхозбанк» предоставил 177 кредитов на общую сумму 5,4 млрд рублей под залог более 270 тыс. га земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В рамках направления «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе» в регионах за 2 года будет введено 1583 тыс. кв. м жилья (114% к плану) для 32,5 тыс. молодых специалистов (103%).
В процессе реализации нацпроекта в него были включены дополнительные мероприятия: это государственная поддержка племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, развития аквакультуры. По предварительным данным, установленные проектом показатели будут полностью выполнены, в частности поголовье овец увеличится на 6% при плановом показателе 3%.
Таким образом, за 2 года были мобилизованы финансовые, организационно-управленческие и социально-политические ресурсы, которые позволили создать благоприятные условия для дальнейшего стабильного экономического роста в отрасли и для решения социальных проблем российской деревни.
В соответствии с федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» Минсельхоз России подготовило, а Правительство РФ приняло Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
В этом документе закреплен новый подход государства к сельскому хозяйству. Таким образом, нацпроект перерастает в Государственную программу и аграрная политика становится с 2008 года приоритетом в социально-экономической политике государства.
На ближайшее пятилетие определены 3 основные цели аграрной политики:
- устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
- рост конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства с целью импортозамещения;
- сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Аграрная политика на ближайшие 5 лет становится более прозрачной, что создает гарантии для бизнеса и делает отрасль более привлекательной для потенциальных инвесторов.
Государственная программа систематизирует меры в области аграрной политики и определяет размеры государственной поддержки из федерального и регионального бюджетов. Это консолидирует ресурсы государства на решающих направлениях, содействует формированию единого экономического пространства.
Государственная программа создает предпосылки для развития всех форм хозяйствования на земле и различных форм агробизнеса как крупных, так мелких, оставляя окончательный выбор за самими крестьянами.
Благодаря комплексу мер, которые осуществляет Минсельхоз России, техническое перевооружение отрасли набирает темпы. В 2007 году по сравнению с 2005 годом сельхозпредприятия приобрели тракторов больше в 1,7 раза, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - в 1,4 раза. Все шире используются ресурсосберегающие технологии, позволяющие осуществлять посевы сельскохозяйственных культур при минимальной обработке почвы. Эти технологии сохраняют структуру почвы, влагу, снижают энергозатраты. Они служат сохранению плодородия, долгосрочному землепользованию. В 2007 году такие технологии применялись на 40% пашни, в сравнении с 30% - в 2006 и 20% - в 2005 годах.
Применение современных технологий позволило стабилизировать урожаи зерновых. В 2007 году валовой сбор зерна в весе после доработки составил 81,5 млн т, что стало лучшим урожаем за последние 5 лет. На уровне прошлого года получен валовой сбор картофеля и овощей.
В 2007 году продолжалась реализация мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года».
В рамках Программы осуществлялось строительство жилья в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов, развитие газификации, водоснабжения, развитие сети общеобразовательных учреждений, учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта, культурно-досуговой деятельности в сельской местности, развитие торгового и бытового обслуживания, информационно-консультационного обслуживания, электрических сетей, телекоммуникационных сетей, сети автомобильных дорог в сельской местности.
Говоря о положительных изменениях в социальной сфере, также нужно отметить, что по темпам роста заработной платы сельское хозяйство, начиная с прошлого года, стало превышать другие отрасли экономики. Так, за 9 месяцев 2007 года среднемесячная номинальная начисленная зарплата в сельском хозяйстве выросла на 38%, при 20,3% в среднем по экономике. Правда, в абсолютном выражении она пока невелика: в среднем за 9 месяцев 2007 года зарплата в сельском хозяйстве составила 5 тыс. 742 руб., в экономике в целом - 12 тыс. 791 руб.
Продолжается реализация федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы».
Минсельхозом России разработана целевая ведомственная программа «Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы», которая предполагает:
- увеличение площади промышленных виноградников на 21,2 тыс. га;
- создание молодых виноградников из оздоровленных привитых саженцев с использованием подвоя, соответствующего сорту и почвам ареала возделывания культуры, позволяющими эксплуатировать насаждения не менее 25 лет - 29,9 тыс. га;
- увеличение доли молодых виноградников в промышленных посадках до 42% (за счет восстановления погибших зимой 2006 года плодоносящих виноградников);
- дополнительную организацию 12 тыс. рабочих мест;
- увеличение объема производства натуральных виноградных, шампанских и игристых вин до 80% от общего объема производства виноградных вин.
По инициативе Минсельхоза России нулевая ставка по налогу на прибыль для сельскохозяйственных организаций продлена до 1 января 2009 года. Соответствующий законопроект о внесении изменений в налоговое законодательство принят Государственной Думой, одобрен Советом Федерации, и 29 ноября текущего года подписан Президентом Российской Федерации (№ 280-ФЗ).
Эта и другие меры по финансовому оздоровлению, осуществленные в последние годы, позволили повысить финансово-экономическую устойчивость сельскохозяйственных организаций. Выросла рентабельность и, как следствие, сократилось количество убыточных хозяйств. Удельный вес прибыльных предприятий за 2005-2007 гг. вырос с 58 до 73%, уровень рентабельности повысился с 7 до 15%.
Планы деятельности Минсельхоза РФ на 2008 год.
В 2008 году предстоит закрепить все положительные изменения в развитии агропромышленного комплекса, достигнутые в уходящем году. В числе главных остаются задачи по обеспечению динамичного, эффективного и устойчивого развития отрасли. Они будут решаться уже в соответствии с пятилетней Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В этом документе закреплен новый подход государства к сельскому хозяйству, как к перспективной и потенциально высокотехнологичной отрасли нашей экономики, и к селу в целом - как к важному укладу жизни нашего народа.
В рамках Государственной программы намечается значительно увеличить объемы производства продукции сельского хозяйства. При этом акцент будет сделан на росте объемов производства продукции животноводства. В связи с чем предполагается провести серьезную работу по модернизации животноводческих комплексов с использованием принципиально нового технологического оборудования, наращиванию генетического потенциала продуктивности российского животноводства и ускоренному созданию соответствующей кормовой базы.
Меры государственной поддержки в 2008 году будут направлены, в первую очередь, на дальнейшее расширение и совершенствование племенной базы животноводства, увеличение поголовья крупного рогатого скота, а также поголовья в таких традиционных отраслях животноводства, как оленеводство, табунное коневодство, овцеводство и козоводство. Их дальнейшее развитие позволит не только увеличить производство отдельных видов мяса, но и поддержать сохранение традиционного уклада жизни и занятости народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
В 2008 году будет продолжена работа по разработке необходимых нормативных документов и процедур для осуществления конкурсного отбора наиболее перспективных пилотных проектов сельских поселений с комплексной компактной застройкой и благоустройством.
Принципиально большую роль в будущем году будут иметь вопросы совершенствования законодательства в сфере агропромышленного комплекса, в том числе разработка законопроекта «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Он предусматривает регулирование деятельности торговых сетей, защиту прав потребителей, соблюдение баланса интересов отечественных производителей и торговых организаций.
В настоящее время согласованы концепция и проект технического задания на разработку проекта данного федерального закона и, что важно, Минсельхозом России разработаны предложения по содержанию главы VII «Особенности реализации продукции агропромышленного комплекса. Принятие законопроекта создаст основу цивилизованных правовых отношений в сфере торговли.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации намерено способствовать максимальной реализации потенциальных возможностей аграрного сектора российской экономики.
Согласно отчету Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в 2007 году наблюдалось улучшение в вопросах сохранения и организации питания и летнего отдыха детей и подростков подготовлены постановления Главного государственного санитарного врача об утверждении программ совершенствования организации питания, медицинского обеспечения в общеобразовательных учреждениях на 2008-2010 годы.
Разработаны и внедрены методические рекомендации: «Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет», «Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7-11 и 11-18 лет в общеобразовательных учреждениях» и «Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах». Разработан проект государственных санитарно-эпидемиологических правил «Организация питания школьников».
Реализация этих мероприятий позволили увеличить охват учащихся горячим питанием по Российской Федерации в 2007 году до 70-72% (в 2006 году данный показатель составлял 69%). Количество школьников, получающих горячие завтраки и обеды, увеличилось с 9,4 млн до 9,9 млн.
Как заметил руководитель ФТС России Андрей Бельянинов: «В 2007 году удалось решить вопрос мотивации сотрудников таможенных органов. В июле правительство утвердило критерии и показатели оценки эффективности работы таможенных органов. В сентябре - приняло постановление, которое позволило поднять зарплату до достойного уровня. Установлена жесткая взаимосвязь между результатами работы каждого таможенника и уровнем оплаты его труда. Теперь появилась уверенность в сохранении квалифицированных кадров, привлечении молодежи на службу в таможенные органы после окончания вуза».
Будет продолжена работа по оснащению современными средствами технического контроля. К 2010 году будет действовать 83 инспекционно-досмотровых комплексов. С 12 странами Евросоюза отрабатывается проект, который позволит с 2009 года получать предварительную информацию в электронной форме о перемещаемых во взаимной торговле товарах. Сейчас предварительное электронное информирование является добровольным для участников ВЭД. Когда перевозчики автомобилей пошли на такой шаг, таможенное оформление их товаров в пунктах пропуска на финляндской границе сократился до 12-15 минут.
«И конечно - свою результативность и значимость ежедневно доказывают правоохранительные подразделения таможенной службы. Основные усилия направлены на пресечение контрабанды особо чувствительных для экономики России товаров: металлов, лесоматериалов, товаров топливно-энергетического комплекса, морских биоресурсов, мясной продукции, а также наркотических средств и валюты», - отметил А. Бельянинов.
2008-01-10