Комментарий. Поле чудес академика Сандухадзе

В ответ на санкции Одинцовские селекционеры достигли рекордной урожайности в 141 центнер озимой пшеницы с гектара

Сообщение на сайте известного института, расположенного в Одинцовском районе Подмосковья, взбудоражило ученых-аграрников страны и за рубежом: «В Московском НИИСХ «Немчиновка» закончена уборка урожая озимых зерновых культур. Впервые в истории института в почвенно-климатических условиях Подмосковья в лаборатории селекции озимой пшеницы, возглавляемой академиком РАН Багратом Исменовичем Сандухадзе, получена урожайность зерна лучших селекционных номеров озимой пшеницы – 141 ц/га». Когда спецкор «Крестьянских ведомостей» позвонил в приемную «Немчиновки», ему ответили: руководство ведет переговоры с коллегами-селекционерами из Венгрии.

В свои 84 года грузинский русский Сандукадзе бодр, энергичен. Коллеги говорят: «Баграт Исменович первым приходит на работу, первым выходит в поле после схода снега и дождей». В 2014 году выдающемуся селекционеру по озимой пшенице в Екатеринбурге была вручена Демидовская премия – одна из самых престижных, так как наиболее объективно оценивает вклад соискателя в мировую науку. Сорта, полученные под его руководством, и научные труды широко известны научной и агрономической общественности как в России, так и за её пределами.

Президент Союза селекционеров России, доктор с/х наук, заслуженный деятель науки РФ Б. Сандухадзе рассказывает:

– Многие годы бытовало мнение, что озимая пшеница в Центральных районах Нечернозёмной зоны не может быть пригодной для хлебопечения. Основными причинами ограниченности её посевов были негативные агроклиматические факторы, характерные для региона — контрастные зимы, морозы без снега в начале зимы и весны, длительное залегание избыточного снежного покрова, кислые, низкоплодородные почвы, а главное отсутствие сортов, способных противостоять им на генетическом уровне.

Крупным достижением в селекции озимой пшеницы явилось создание сортов нового морфотипа, совмещающих высокую урожайность с зимостойкостью и устойчивостью к полеганию благодаря короткостебельности. Очередной наиболее значимый результат – создание впервые в регионе Нечерноземья сорта Московская 39 (1999 г.), сочетающего высокую урожайность со стабильно высоким качеством зерна. С созданием этого сорта появилась возможность иметь в центре России собственное производство зерна, пригодного для хлебопечения: по ГОСТу он соответствует сильной пшенице (при урожайности 5,5-6,0 т/га, содержание белка в зерне 14,5-15,0%, клейковины в муке 30-35%). Сорт продолжает занимать наибольшие площади в регионе, и интерес производителей зерна к нему увеличивается.

В засушливом 2010 году средняя урожайность в конкурсном сортоиспытании лаборатории составила 5,89 т/га. В этих условиях, по словам Сандухадзе, выделено пять лучших номеров с урожайностью от 6,65 до 7,32 т/га, обладающих устойчивостью к бурой ржавчине, полеганию, с высотой растений 90-95 см. Данные экологического испытания за 2010 год показывают, что при исключительно засушливых условиях в ряде областей на фоне общего для всех сортов снижения урожайности, реакция Немчиновских сортов выгодно отличалась от других по уровню урожайности, технологическим и хлебопекарным качествам зерна.

Сорта Галина, Немчиновская 24 стабильно превышают стандартный сорт по урожайности, в отдельные годы их потенциальная урожайность при интенсивной технологии возделывания достигает 12-13 т/га. Сорта среднеспелые, высота растений 80-90 см, устойчивые к бурой ржавчине и полеганию, отзывчивы на азотную подкормку. В производственных условиях урожайность составляет 6-7 т/га. Высокие урожаи у новых сортов: Московская 40, Немчиновская 57, Немчиновская 17. Сорта института возделывают во всех регионах РФ, кроме крайнего Севера. На 67 сортов выданы патенты, получены авторские права на 143 изобретения.

Если исходить из средней урожайности 25 ц/га, которая вполне реальна в условиях центральных регионов России, то можно сказать, что за счёт Немчиновских сортов страна ежегодно получает около 20 млн т зерна.

Сегодня, как и много лет назад встаёт вопрос семеноводства сортов. По вине многих хозяйств, которые некомпетентно занимаются семеноводством, сортовые и посевные качества семян резко снизились. В Россию большим потоком хлынули семена иностранных сортов и гибридов, слабо приспособленные к российским условиям.

Сказанное академиком подтверждают многие ученые и автор строк привел пример из практики другого института.

– Извините, Баграт Исменович, что перебиваю, но об этой же проблеме мне поведал, стоя на опытном поле под Кировом, директор зонального НИИСХ Северо-Востока им. Н. В. Рудницкого академик Василий Сысуев («Крестьянские ведомости», 2014 г. – Авт.), который о проблемах написал в Обращении к Президенту России. Неоправданный ввоз в страну семян сельхозкультур (в т.ч. гибридов кукурузы), агрессивное внедрение в регионы России технологий транснациональных семеноводческих компаний (KWS, Сингента и др.) являются следствием лоббирования частных интересов и не способствуют формированию здоровой конкуренции на отечественном рынке семян.

Между тем по результатам сравнительных испытаний на полях государственных сортоиспытательных участков и институтов ФАНО (ранее Россельхозакадемии) сорта зерновых культур отечественной селекции не только не уступают зарубежным по продуктивности, но и обладают высокой степенью адаптивности к неблагоприятным природно-климатическим факторам российских регионов.

– Я был в НИИСХ Северо-Востока. Василий Алексеевич Сысуев прав. В результате реформ не было сделано ничего нового в семеноводстве, но зато была разрушена та система производства семян, которую организовал в 1921 году великий учёный П.И. Лисицын. Благодаря постановлению о семеноводстве, которое он внедрял, было открыто девять центров, где немедленно были расширены и организованы питомники маточных семян, где начали развивать селекцию и семеноводство применительно к условиям сельскохозяйственных областей.

Одним из этих девяти центров стал Московский НИИСХ «Немчиновка». В лаборатории озимой пшеницы занимаются не только подбором исходных форм для создания новых сортов, но и ежегодным обновлением своих сортов по схеме первичного семеноводства. Здесь ведутся исследовательские работы по повышению продуктивности, короткостебельности и качественным показателям зерна. Систематически пополняется исходный материал и создаются новые перспективные формы, разрабатываются уникальные агротехнические приёмы по базовой и интенсивной схеме посева.

В России создается новый пшеничный регион

Итогом почти полувекового труда Сандухадзе стали широко известные у сельхозпроизводителей страны сорта озимой пшеницы: Московская-39, Московская-40, Московская-56, Немчиновская-17, Немчиновская-24, Немчиновская-57, Галина, а всего коллективом сотрудников, руководимым Багратом Исменовичем, выведено более 15 сортов озимой пшеницы.

Но еще один экспериментальный сорт — линия «Эритроспермум-711» — в этом году при интенсивной технологии возделывания «выдал» 141 центнер зерна с гектара! Из такой пшеницы можно печь высококачественный хлеб, потому что у нее очень приличное, отвечающее мировым нормам количество белка — 16%, клейковины — 38%. По урожайности сорт обогнал среднестатистические цифры Германии, Канады и Франции, где собирают от 80 до 120 центнеров с гектара.

– Но недавно Великобритания установила – 167 ц/га! – заметил я.

– Селекция — самый дешевый способ поднятия урожайности сельскохозяйственных культур. Но мы за количеством не гонимся, для нас главное – качество. Мы следуем правилу великого ученого Вавилова: генотип должен доминировать над средой, – отреагировал академик. – И прежде всего он имел в виду климатические условия нашей страны. Та же озимая пшеница, которая у нас 320–330 дней в году произрастает в поле, должна быть устойчивой и к дождю, и к снегу, и к ледяной корке на почве, и к засухе, уметь противостоять всем перепадам погоды. А за это все отвечают гены выносливости. Так вот долгое время обеспечить такую выносливость пшеницы в наших широтах никому не удавалось.

В наши сорта мы вводим гены, позволяющие до минимума свести влияние отрицательных погодных факторов, успешно бороться с такими болезнями зерновых культур, как твердая головня, септориоз, ржавчина, мучнистая роса и получать высокие урожаи. Гены качества, работающие на увеличение в зерне содержания клейковины, белка, обеспечивают максимальное использование азотистых веществ, которые находятся в почве в труднодоступной форме.

В разговоре академик часто упоминал о методе прерывающихся беккроссов. На мой вопрос прояснить суть, Б. Сандухадзе ответил:

— Беккросс означает возвратное скрещивание или получение потомства от гибрида первого поколения и одного из его «родителей». Была разработана специальная схема селекции, позволяющая рассчитывать на более высокую вероятность получения новых комбинаций генов в потомстве очередного беккросса. На каждый беккросс у нас уходило четыре-пять лет. Сделали их несколько, потратив на это четверть века исследований. В результате появились линии пшеницы, которые были короче сорта Мироновская-808 на 25–30 сантиметров, лучше зимующие, с аналогичной продуктивностью колоса, с большей густотой стояния стеблей на квадратный метр, с высокой урожайностью и с лучшей восприимчивостью к удобрениям.

Так, в начале 90-х родились сорта Инна и Памяти Федина, позже Московская-39, 70, Немчиновская-52 повышенного качества и другие. Московская-39 на международных сортоиспытаниях в Канаде была признана лучшей по сочетанию урожайности и качества зерна. На очереди — Московская-40. Выходит, мы создаем в центре России огромный «озимый клин», и получаем новый регион производства продовольственного зерна не хуже кубанского, ставропольского, ростовского.

Ведь еще 100 лет назад озимая пшеница практически не возделывалась в центральной полосе, а ее урожайность была на уровне 7–8 ц/га. Сейчас она занимает доминирующее положение в озимом клине Нечерноземной зоны, а урожайность при интенсивной технологии возделывания, как видим, может достичь свыше 100 ц/га! При этом потенциал наших сортов пока используется не полностью. Нам очень повезло в том, что мы смогли преодолеть отрицательные корреляции как между короткостебельностью и зимостойкостью, так и между высокой урожайностью и качеством. Все это и стало предпосылкой создания нового «пшеничного» региона в России.

Сейчас я работаю над третьим этапом совершенствования наших сортов, стремлюсь еще выше поднять урожайность с увеличением экологичности конечного продукта.

Важный штрих. В марте с. г. автор строк в «Крестьянских ведомостях» критиковал решение «верхов» перебросить из Сибири 400 тыс. тонн зерна интервенционного фонда в Подмосковье. Эксперты, в том числе Д. Рылько, назвали это решение скандальным. Шуму было много. Сегодня эта проблема не будет беспокоить власти Московской области. Вот что сказал мне директор НИИСХ «Немчиновка», член-корреспондент РАН Александр Васютин:

– Продовольственное зерно с содержанием клейковины 28-30 % I-й группы качества и 16% белка позволит Подмосковью выпекать высококачественный хлеб, не завозить зерно из Казахстана и Сибири. Сегодня нашими сортами в Российской Федерации засеваются 8 млн. га. Я уверен, что институт в ближайшее время в состоянии вырастить урожай озимой пшеницы 15 тонн на 1 га. Коллектив лаборатории Баграта Исменовича Сандухадзе нацелен на это.

В настоящее время в «Немчиновке» идет активная реализация семян питомников размножения первоклассных сортов.

2015-09-28
Мы используем файлы cookie для вашего удобства пользования сайтом и повышения качества рекомендаций. Подробнее
Я согласен
×
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie (пользовательских данных, содержащих сведения о местоположении; тип, язык и версию ОС; тип, язык и версию браузера; сайт или рекламный сервис, с которого пришел пользователь; тип, язык и разрешение экрана устройства, с которого пользователь обращается к сайту; ip-адрес, с которого пользователь обращается к сайту; сведения о взаимодействии пользователя с web-интерфейсом и службами сайта) в целях аутентификации пользователя на сайте, проведения ретаргетинга, статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Открыть чат