Комментарий. Очертания будущего российского АПК видны уже сегодня

Принятие в конце прошлого года многострадального Федерального закона №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» вызвало немалую критическую полемику в стане аграрников. В первую очередь, эта критика была направлена на отсутствие в тексте юридического документа конкретных цифр господдержки, которые характеризовали бы реальное отношение государства к отечественной сельскохозяйственной отрасли.

Однако, как следует из принятого Закона, эти цифры должны быть сведены в пятилетнюю Государственную программу, которая должна быть выработана межведомственной комиссией и утверждена в Правительстве до 1 июля текущего года. Состав комиссии под председательством главы Минсельхоза Алексея Гордеева утвержден трехсторонним Протоколом, подписанным Председателем Совета Федерации, спикером Государственной Думы и премьер-министром. Состоялось и первое заседание нового рабочего органа.

Об этом рассказал вчера журналистам заместитель председателя Комиссии лидер агропромышленного комитета Совета Федерации Геннадий Горбунов.

Человек дела, - а подавляющее большинство аграрников относятся к этой категории, - в первую очередь спросит: ну, и сколько?

И, наверное, будет прав.

Однако в любой бюрократической системе работа над самым конкретным финансовым документом начинается с другого конца.

В первую голову 16 членов Комиссии, представляющие Министерство финансов, МЭРТ, Минсельхоз и обе палаты Федерального собрания должны договориться о структуре будущего документа, ну, а уже после этого начать торг о том, какие средства выделять на принятые направления. Предварительные наметки по этой самой структуре аграрниками, естественно, подготовлены.

Во-первых, принято название документа (помните, «как вы яхту назовете, так она и поплывет). Если ничего не изменится, программа будет называться «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 20012 годы».

То есть разработчики готовы, наконец, реализовать давнишнюю мечту всех крестьян и сельских предпринимателей по государственному участию в количественном и качественном регулировании продовольственных рынков, в чем уже содержится вызов безоглядно-либеральному лозунгу макроэкономистов о примате рыночной стихии.

Второе, на что обращаешь внимание – срок действия программы.

В отличие от принятого трехлетнего бюджетирования она сразу рассчитывается на пять лет. Конечно, каждый крестьянин скажет, что семилетний период больше соответствует сельскохозяйственным реальностям. Но, видать, так далеко пока еще наши экономисты заглядывать не рискуют. Впрочем, и пять лет – срок, который позволяет аграрным предпринимателям с большей точностью, нежели сегодня, составлять свои бизнес-планы.

Целями агропродовольственной политики нашего государства на ближайшие пять лет заявляются следующие направления:

- достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства и создание основы для роста эффективности агропродовольственного сектора в следующем периоде;

- ускоренная модернизация приоритетных отраслей сельского хозяйства;

- ускоренное развитие животноводства и повышение конкурентоспособности отечественной животноводческой продукции на внутреннем рынке;

- создание условий для опережающего роста уровня жизни сельского населения и повышения уровня квалификации кадров в сельском хозяйстве;

- остановка деградации наиболее ценных сельскохозяйственных угодий.

Цели, как видим, во-первых, вполне понятные аграрному специалисту и, во-вторых, продолжающие те направления, которые уже реализуются в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Кстати, председатель агропромышленного комитета Совета Федерации заявил, что госпрограмма как раз и направлена на то, чтобы развить дающие заметную отдачу начинания нацпроекта, продлить их действие сверху принятого срока.

Основные разделы проекта программы также не отличаются особой оригинальностью.

В их числе:

создание общих условий функционирования сельского хозяйства;

развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

устойчивое развитие сельских территорий;

внешнеторговое регулирование.

Словом, все те меры первоочередного порядка, о необходимости предпринимать которые многажды говорили на различных аграрных форумах и конференциях.

Однако есть нюанс.

Теперь из разряда пожеланий все это становится документальной основой для формирования реальных бюджетных рублей и копеек и, что, наверное, не менее важно, особым видом государственного заказа, за исполнение коего будут нести конкретную ответственность конкретные чиновники в центре и на местах.

Естественно сейчас мы рассуждаем о весьма благожелательном для отечественного аграрного сектора варианте развития событий. Геннадий Горбунов подчеркнул, что без дискуссий, ведомственных разногласий и определенной борьбы принятие документа все равно не обойдется. Однако сейчас все участники Комиссии уже несут ответственность за предоставление документа в установленный Законом срок.

На членов Федерального Собрания, особенно на думцев, помимо всего прочего будут давить еще и предстоящие в конце года парламентские выборы. Так что шансы у аграрников получить хотя бы на ближайшие пять лет удобоваримый правовой документ все же есть.

Правда, сумма господдержки, заявленная недавно, - 90 млрд рублей, - втрое меньше, чем тот минимальный порог, который установлен и разрешен условиями вступления России в ВТО. Там переговорщики смогли доказать, что менее, чем $9,5 млрд прямой помощи российскому крестьянству предусмотреть невозможно.

Отвечая на наш вопрос, поможет ли Государственная программа реально приблизиться к этой сумме, Геннадий Горбунов ответил с умеренным оптимизмом и большой надеждой: «Без борьбы, конечно, не обойдется, но идти к этому надо».
2007-03-01
Открыть чат