Комментарий. Минсельхоз и зерновые интервенции
Государственное влияние на рынок зерна за последние годы в России стало привычным явлением. Зерновые интервенции критикуют – за сроки, за методы закупок или продаж. Но все при этом понимают: интервенции лучше командно-административного управления производством и реализацией. И лучше, чем отказ государства от всякого влияния на рынок зерна.
Однако это вовсе не значит, что главный идеолог государственного присутствия на зерновом рынке – Минсельхоз России - не слышит критических замечаний со стороны профессионалов, не ищет путей совершенствования механизмов интервенций. Очередным тому подтверждением стали заявления министра сельского хозяйства страны Алексея Гордеева в столице одного из самых зерновых регионов России – в Ставрополе.
Глава Минсельхоза заявил журналистам, что механизм зерновых интервенций в России должен быть более совершенным, а объемы закупок - более масштабными. "Мы должны иметь возможность купить для государственного резерва не 1,5-2 млн тонн зерна, а до 10 млн тонн", - отметил он.
При этом подход к проведению госзакупок не должен быть механическим. Так, сейчас, в частности, на Юге страны цены на зерно справедливы. "Мы видим, что цена подросла, и это даст возможность получить дополнительные доходы сельхозпроизводителям", - сказал А.Гордеев. Он добавил, что "такая ситуация сложилась в том числе за счет того, что в текущем году в России урожай зерна будет как минимум на 5 млн. тонн меньше по сравнению с предыдущим годом". То есть, пояснил он, "не происходит естественного давления на рынок лишнего зерна".
Связано это еще и с тем, что на мировом рынке в нынешнем сезоне ожидается сокращение урожая зерновых и, в частности, пшеницы.
При этом А.Гордеев отметил, что государство готово провести закупочные интервенции в случае падения цен.
Обращает на себя место, которое избрал министр Алексей Гордеев для объявления о намерениях государства в отношении зернового рынка и интервенций.
Именно Ставрополье чаще других пускало критические стрелы по поводу того, что механизм госзакупок излишне забюрократизирован и формализован, что простому хозяйству или фермеру трудно добраться до реальных торгов со своим зерном, а расплаты за проданный товар приходится ждать по несколько месяцев.
Справедливость части замечаний организаторы интервенций признают, пытаются принять меры по упрощению механизма госзакупок и введению их в некий «автоматический режим», при котором начало закупок определялось бы не чиновником, а колебаниями рыночных цен выше или ниже определенных значений. Однако по-настоящему это можно будет сделать только с принятием закона о развитии сельского хозяйства, составной частью которого станет узаконенный режим введения госзакупок или продаж зерна.
Сейчас же, в ожидании закона, меры госрегулирования по-прежнему приходится вводить в действие в режиме «ручного управления», как говорят космонавты.
Особую тревогу Министерства сельского хозяйства сегодня вызывает положение в сибирских регионах.
Там же, в Ставрополе, Алексей Гордеев обратил внимание на сложную ситуацию, сложившуюся на зерновом рынке Сибири, где цена за тонну пшеницы 3 класса составляет около 3000 руб/т. "Учитывая это, мы по Сибири планируем закупать пшеницу 3 класса по 3300-3400 руб/т за тонну", - сообщил он.
Таким способом Минсельхоз рассчитывает несколько поднять зерновую конъюнктуру для сибирских хлеборобов.
Мера, конечно, адекватная и очень ожидаемая.
Хотя, как не раз говаривал тот же Алексей Гордеев, эти небольшие вливания через закупочную цену для Сибири все же – паллиатив. Главное, над чем надо работать не только штабу аграрной отрасли, но и всему сельскохозяйственному сообществу – это прорыв на Восток, открытие для сибирского зерна рынков Китая, Японии, Кореи. Ведь понятно же, что, если железная дорога снизит плату за доставку в эти страны зерна, грузопотоки значительно увеличатся, и на круг заработки и прибыли железнодорожников – тоже.
Только трудно дискутировать пока аграрникам на эти темы.
Так что пока придется рассчитывать на уже привычные, хотя и многажды критикованные зерновые интервенции.
Однако это вовсе не значит, что главный идеолог государственного присутствия на зерновом рынке – Минсельхоз России - не слышит критических замечаний со стороны профессионалов, не ищет путей совершенствования механизмов интервенций. Очередным тому подтверждением стали заявления министра сельского хозяйства страны Алексея Гордеева в столице одного из самых зерновых регионов России – в Ставрополе.
Глава Минсельхоза заявил журналистам, что механизм зерновых интервенций в России должен быть более совершенным, а объемы закупок - более масштабными. "Мы должны иметь возможность купить для государственного резерва не 1,5-2 млн тонн зерна, а до 10 млн тонн", - отметил он.
При этом подход к проведению госзакупок не должен быть механическим. Так, сейчас, в частности, на Юге страны цены на зерно справедливы. "Мы видим, что цена подросла, и это даст возможность получить дополнительные доходы сельхозпроизводителям", - сказал А.Гордеев. Он добавил, что "такая ситуация сложилась в том числе за счет того, что в текущем году в России урожай зерна будет как минимум на 5 млн. тонн меньше по сравнению с предыдущим годом". То есть, пояснил он, "не происходит естественного давления на рынок лишнего зерна".
Связано это еще и с тем, что на мировом рынке в нынешнем сезоне ожидается сокращение урожая зерновых и, в частности, пшеницы.
При этом А.Гордеев отметил, что государство готово провести закупочные интервенции в случае падения цен.
Обращает на себя место, которое избрал министр Алексей Гордеев для объявления о намерениях государства в отношении зернового рынка и интервенций.
Именно Ставрополье чаще других пускало критические стрелы по поводу того, что механизм госзакупок излишне забюрократизирован и формализован, что простому хозяйству или фермеру трудно добраться до реальных торгов со своим зерном, а расплаты за проданный товар приходится ждать по несколько месяцев.
Справедливость части замечаний организаторы интервенций признают, пытаются принять меры по упрощению механизма госзакупок и введению их в некий «автоматический режим», при котором начало закупок определялось бы не чиновником, а колебаниями рыночных цен выше или ниже определенных значений. Однако по-настоящему это можно будет сделать только с принятием закона о развитии сельского хозяйства, составной частью которого станет узаконенный режим введения госзакупок или продаж зерна.
Сейчас же, в ожидании закона, меры госрегулирования по-прежнему приходится вводить в действие в режиме «ручного управления», как говорят космонавты.
Особую тревогу Министерства сельского хозяйства сегодня вызывает положение в сибирских регионах.
Там же, в Ставрополе, Алексей Гордеев обратил внимание на сложную ситуацию, сложившуюся на зерновом рынке Сибири, где цена за тонну пшеницы 3 класса составляет около 3000 руб/т. "Учитывая это, мы по Сибири планируем закупать пшеницу 3 класса по 3300-3400 руб/т за тонну", - сообщил он.
Таким способом Минсельхоз рассчитывает несколько поднять зерновую конъюнктуру для сибирских хлеборобов.
Мера, конечно, адекватная и очень ожидаемая.
Хотя, как не раз говаривал тот же Алексей Гордеев, эти небольшие вливания через закупочную цену для Сибири все же – паллиатив. Главное, над чем надо работать не только штабу аграрной отрасли, но и всему сельскохозяйственному сообществу – это прорыв на Восток, открытие для сибирского зерна рынков Китая, Японии, Кореи. Ведь понятно же, что, если железная дорога снизит плату за доставку в эти страны зерна, грузопотоки значительно увеличатся, и на круг заработки и прибыли железнодорожников – тоже.
Только трудно дискутировать пока аграрникам на эти темы.
Так что пока придется рассчитывать на уже привычные, хотя и многажды критикованные зерновые интервенции.
2006-09-18