Комментарий. Древние сорта пшеницы еще могут пригодиться.
Новое – это хорошо забытое старое, в том числе и в том, что касается продовольствия. Мы постоянно убеждаемся в этом. Специалисты считают, что в современном мире существует совершенно незанятый рынок зерновых культур, которые когда-то были едва ли не основной пищей населения Земли в течение тысячелетий, но которые исчезли в период промышленного ведения сельского хозяйства, а потом и «зеленой революции». Это, например, такие злаковые, как полба, однозернянка, спельта и др.
Об этом говорится в статье двух немецких селекционеров, которая появилась в научном издании «Тенденции в науке о растениях». Авторы – Фридрих Лонгин и Тобиас Вуршум из Университета Гогенгейма (Германия).
Статья наделала немало шума и ее активно перепечатали десятки газет во всем мире.
Авторы утверждают, что поскольку в США и Европе ощущается спрос на высококачественную и здоровую пищу, появляется реальный шанс вновь ввести в оборот различные утраченные злаковые культуры, в частности, древние виды пшеницы. Это поможет не только удовлетворить спрос со стороны потребителей, но и предоставит шанс мелким фермерам, переработчикам, пекарям и прочим найти свое место. По большому счету в итоге возрастет и биоразнообразие.
Много различных сортов злаковых существуют в мире, однако потребителям постоянно хочется, чего–нибудь более вкусного, питательного и полезного для здоровья. Старинные сорта пшеницы могут в этом помочь. Есть еще один нюанс.
Авторы утверждают, что в США и Европе потребители предпочитают не столько дешевую пищу, сколько что-нибудь новое с ценными свойствами. Все это создает новый рынок, который вполне могут заполнить старинные сорта пшеницы.
В банках генных материалов можно найти много сортов зерновых культур. Если их хорошо изучить и проанализировать результаты, то вполне можно найти что-то новое и создать то, что удовлетворит потребности производителей (сельское хозяйство) и предпочтения потребителей.
И действительно, есть сорта хлеба с добавлением овса, ячменя, риса и др. Но тесто для таких сортов хлеба как правило приготавливают из муки мягкой пшеницы. Получается, что используется только один из трех видов пшеницы, 20 подвидов и сотен вариантов данной культуры, которую культивировали по всему миру в течение тысячелетий.
Все это результат применения промышленных методов ведения сельского хозяйства, а потом и наступившей «зеленой революции». В середине XX века основное внимание стали уделять высоким урожаям и начали культивировать сорта пшеницы с низким стеблем, чтобы стебли не полегали, и чтобы растения меньше страдали от плесени и вредителей.
С экономической точки зрения другие разновидности стало производить невыгодно, они вышли из оборота и даже начали исчезать.
Однако в банках данных эти культуры есть. Более того, многие дикие виды пшеницы еще существуют во многих районах мира, и ученые считают, что их можно использовать для генетического улучшения пшеницы. Здесь, по мнению ученых, нужно учитывать различные качества культур, как с точки зрения агрономии, так и с учетом сопротивляемости заболеваниям, урожайности, пищевой ценности и полезных свойств. Нужно выбрать самые лучшие сорта и вновь пустить их в дело.
Конкретно двое ученых в своей работе проверили сотни разновидностей однозернянки и двузернянковидной пшеницы и протестировали 15 лучших разновидностей в четырех различных районах Германии.
В ходе исследования пришли к выводу, что надо учитывать все. Например, посевы однозернянки смотрятся в поле великолепно, но агрономические показатели неважные – урожайность невысокая и полегание стеблей в дождь бросается в глаза. Зато злак содержит много ценных веществ, а в конечном продукте эти ингредиенты можно ощутить на вкус и даже увидеть.
Авторы уверены, что древние культуры вновь могут обрести место на рынке зерна. В качестве примера они называют спельту, которая с успехом завоёвывает место под солнцем. Спельта, основная злаковая культура в южной Германии, Австрии и Швейцарии до начала XX века, почти исчезла.
К 1970 годам, когда начались исследования, только немного мельников и пекарей сохранили традиции использования этой культуры.
Сегодня в Германии и в соседних странах эту культуру выращивают на 100 тыс. га. Ежегодный прирост составляет 5%, а ее торговый оборот в Европе равен 1 млрд евро.
Вот почему надо интересоваться древними культурами, заключают селекционеры из Германии.