Комментарий. Что поможет России собрать 95 млн тонн зерна?

В 2013 году российские аграрии должны собрать не менее 95 млн тонн зерна. Такую задачу в довольно категоричной форме поставил, выступая перед участниками Всероссийского агрономического совещания, министр сельского хозяйства Николай Федоров. С учетом довольно скудных переходящих запасов зерна (Минсельхоз России прогнозирует, что к 1 июля 2013 года их останется всего 7 млн тонн) цель собрать не менее 95 млн тонн, подчеркнул министр, это почти вопрос жизни и смерти.

Сразу оговорюсь: задача поставлена по-государственному и оттого выглядит впечатляющей.

Зададимся, однако, двумя простыми вопросами: для чего нужен такой урожай? И за счет чего, кроме хорошей погоды, на которую мы еще не научились влиять, можно достичь столь высокой цели?

Вот ответ на первый вопрос. Богатый урожай нужен, чтобы обеспечить экспорт зерна на уровне не ниже 20 млн тонн. Конечно, стабильность экспортных поставок заставит покупателей привыкнуть к тому, что российское зерно всегда есть на рынке. Постоянное присутствие России на зерновом рынке – это еще и фактор психологического давления на конкурентов: мол, мы здесь и мы расширяем клиентуру. На этом, по большому счету, выгоды заканчиваются.

Ну, что же тут хорошего, если зерно (фактически это - сырье) уйдет за рубеж и там превратится в товары с новой добавленной стоимостью? В муку, крупы, макароны, мясо, молоко и яйца. Часть из которых Россия будет в свою очередь импортировать.

Который год идут разговоры о необходимости глубокой переработки зерна. Речь в данном случае - не о муке, крупах и комбикорме. Хотя и таких мощностей России явно не хватает. Переработка зерна на глютен, крахмал и сиропы как для внутреннего потребления, так и для экспорта готовой продукции – вот более насущная сегодня задача, если, конечно, мы хотим что-то собой представлять в завтрашней мировой экономике.

Вот они, инновации в сельском хозяйстве и сопутствующих отраслях. И тут государству нечего ждать инициативы бизнес-сообщества. Глубокая переработка зерна – очень сложное биотехнологическое производство. А потому крайне затратное. Сегодня в России без гарантий государственной поддержки бизнес не заманишь построить даже свинокомплекс, а уж что говорить о сложном и дорогом заводе по производству глютена!

Теперь о ресурсах, которые помогли бы собрать в этом году урожай не ниже 95 млн тонн. На поверку выясняется, что их не так много.

Можно сколь угодно часто повторять прописную истину: «от худого семени…», но если при этом ничего не делать для того, чтобы сеять хорошими семенами, толку не будет. Николай Федоров признался на совещании, что не очень верит сообщениям специалистов из минсельхозовского департамента растениеводства, что в этом году 90 процентов всех семян будут кондиционными. И правильно делает. Есть экспертные оценки, согласно которым до 30 процентов всего семенного материала зерновых – обычное товарное зерно. Причины, по которой многие хозяйства сеют чем придется, кроются не в нежелании следовать современным агротехническим правилам, а в банальной нехватке денег. Финансовые трудности, чрезмерная закредитованность, невозможность свести концы с концами. Ну, не срастается иначе экономика. Никак не срастается.

Вообще невозможно понять, почему при наличии в стране десятков селекционных центров и сотен селекционеров, «заточенных» на выведение новых сортов различных культур для конкретных регионов, большая часть новых сортов так и остается невостребованной? Или почему из 125 млрд рублей, которые российские земледельцы ежегодно тратят на приобретение семян, 16 млрд рублей (по оценкам того же департамента растениеводства Минсельхоза РФ) «уплывает» заграничным семеноводческим компаниям?

А может, это оттого, что у нас до сих пор селекция не отделена от семеноводства? И селекционеры, которые не надеются в условиях тотальной бедности хозяйств собрать роялти за распространение новых сортов, вынуждены были взять и семеноводство в свои руки, чтобы хоть как-то компенсировать ученые труды?

Очевидно, что в этой, оставшейся с советских времен связке «селекция-семеноводство» нужны институциональные реформы. И где говорить о необходимости этих перемен, как не на Всероссийском агрономическом совещании?

В России сегодня действует 71 завод по производству семян, сообщил на совещании директор департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Петр Чекмарев, а нужно 300…

Какое же чудо способно завалить нас в этом году зерном?

Энерговооруженность? Она на уровне прошлого года. Обновление парка сельхозмашин по-прежнему идет черепашьими темпами.

Не ожидается, что вырастут этой весной и объемы внесения минеральных удобрений. Не лучше, чем обычно, чувствуют себя озимые.

Иными словами, реальных причин для увеличения валового сбора зерна в этом году нет.

Но есть призыв – собрать 95 млн тонн зерна любой ценой.

Ну, если Бог даст, – то соберем.
2013-01-31
Мы используем файлы cookie для вашего удобства пользования сайтом и повышения качества рекомендаций. Подробнее
Я согласен
×
Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie (пользовательских данных, содержащих сведения о местоположении; тип, язык и версию ОС; тип, язык и версию браузера; сайт или рекламный сервис, с которого пришел пользователь; тип, язык и разрешение экрана устройства, с которого пользователь обращается к сайту; ip-адрес, с которого пользователь обращается к сайту; сведения о взаимодействии пользователя с web-интерфейсом и службами сайта) в целях аутентификации пользователя на сайте, проведения ретаргетинга, статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Открыть чат