Качество хлеба упало до тридцатилетнего минимума. Лучший идёт на экспорт.
Несмотря на провозглашаемые успехи в сфере сельского хозяйства, в стране не всё так гладко с производством самого важного продукта — хлеба. Как выяснил Лайф, качество муки с каждым годом падает. Это непосредственно отражается на потребителях.
— Россия в текущем сельскохозяйственном году сохранит лидерские позиции по экспорту зерна и увеличит его до 35 миллионов тонн, обойдя по продажам пшеницы таких крупных игроков, как США и Европа, — рапортовал ранее об успехах Минсельхоза РФ глава ведомства Александр Ткачев.
По его словам, «за прошедшие 15 лет доля России на мировом рынке пшеницы выросла в 4 раза — с 4 до 16%». Действительно, урожай зерновых в сезоне 2016/2017 перевалил за рекордные 117 млн тонн. Подобное богатство должно принести более чем достойный доход, тем более что отечественный экспорт в перспективе должен только расти.
Однако все эти успехи вряд ли положительно скажутся на отечественных любителях хлеба. И дело здесь отнюдь не в набившей оскомину фразе: «Нам с этого денег всё равно не перепадёт». Речь о качестве собираемого урожая. Точнее, о той его части, что будет пущена на удовлетворение потребностей внутреннего рынка. По структуре собранного урожая видно, что Россия производит много зерна низкого качества. А это не может не отражаться на хлебобулочной промышленности. Ведь для увеличения своей доли на мировых рынках страна должна поставлять туда продукцию высшего сорта. А не самые качественные остатки реализовывать внутри России…
Урожай, но хороший ли хлеб?
Как Лайфу рассказали в Российском союзе пекарей (РСП), за прошедший сельскохозяйственный год в России было собрано 70–72 млн тонн пшеницы и около 2,5 млн тонн ржи. Доля пшеницы пригодного для производства хлебобулочных изделий третьего класса уменьшается и составляет на данный момент 18 млн тонн. Из них 7 млн тонн оставлены на семена, а 3 млн — уже отправлены на экспорт. Таким образом, на нужды отечественного хлебопечения остаётся чуть более 7 млн тонн пшеницы высокого качества. А этого, по словам экспертов РСП, для обеспечения огромной страны недостаточно.
Сравнительные данные качества пшеницы урожая-2015 в сравнении с урожаем-2016 показывают, что в текущем году пшеницы второго класса в России не выращено. Про первый класс речи также не идёт. А ведь именно сырьё такого уровня с высокими показателями идёт на улучшение качества продукции. То есть на семена.
По оценкам президента Российского союза пекарей Валерия Чешинского, в 2016–2017 сельскохозяйственном году экспорт зерна составит около 40 млн тонн, в том числе пшеницы — около 30 млн т. Но рост экспорта не радует мукомолов.
— Ситуация может вызвать серьёзный дисбаланс в обеспечении зерновым сырьём пищевой и перерабатывающей промышленности, животноводства и птицеводства. По нашим оценкам, для внутреннего потребления России требуется 75–76 млн тонн зерна. Речь тут идёт не только о пшенице и ржи, но и об овсе, ячмене, пшене и других культурах. Увеличение экспорта зерна, недостаток его госзакупок, снижение его качества, и в том числе из-за дефицита элеваторной ёмкости, свидетельствуют, что в ближайшие 3–4 месяца хлебопекарные предприятия могут заявить о дефиците качественной муки, — сказал Чешинский Лайфу. — Кроме того, нужно увеличить производство ржи в регионах до 5 млн т в год. Её недостаточный объём в 2,5 млн т повторит сценарий 2016 года, когда к маю во многих регионах полностью отсутствовали запасы обдирной и сеяной ржаной муки и их страховые резервы. Поставки ржаной муки велись только из Беларуси. Это привело к росту цен на рожь, ржаную муку и хлебопекарную продукцию. Для бесперебойной работы предприятий выработка ржаной муки должна составлять 3 млн т в год.
Полный текст статьи читайте в «Обзоре прессы».