Эксперты зернового рынка рассчитывают на быстрое решение проблемы в торговле зерном с Египтом.
Эксперты зернового рынка рассчитывают на быстрое решение проблемы «нулевой спорыньи» в торговле зерном с Египтом. «Решение египетской стороны (о требовании «нулевой спорыньи» в поставках пшеницы) глупое и необоснованное, потому что «нулевую спорынью» исполнить невозможно», — заявил журналистам президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский в кулуарах 18-го зернового раунда в Геленджике, передает «Интерфакс».
По его словам, «Египет рубит сук, на котором сидит, создаёт проблему себе, ну, если нравится — флаг в руки». «Даже если возникнут какие-то проблемы с 13 июня (дата вступления решения о «нулевой спорынье»), то достаточно быстро они будут исправлены: просто Египет не выдержит».
Как считает А.Злочевский, это решение приведёт к сильному удорожанию зерна, и Египту придется покупать зерно по высоким ценам. «В принципе, пшеницу с «нулевой спорыньёй» можно купить, но на далёких рынках, в Канаде, например, но она обойдётся существенно дороже «египетскому карману», — сказал он, добавив, что Египет вряд ли позволит себе такое удорожание.
Поэтому, считает глава Зернового союза, очередное требование о «нулевой спорынье» продержится, «может, пару недель». «Потом все вернётся на круги своя, сами же египтяне (импортеры пшеницы — ИФ) будут бегать в правительство, решать вопросы. Как, собственно, и было в прошлый раз со спорыньей — они сами договорились. Мы просто остановили отгрузки, как и весь мир», — заявил А.Злочевский.
Если же все-таки требование о «нулевой спорынье» сохранится, то, как считает глава Зернового союза, в этом сезоне ничего катастрофического не произойдёт, поскольку основные объёмы зерна в эту страну уже отправлены. Вопросы могут возникнуть в новом сельхозгоду (начинается 1 июля 2017 года), так как «нам некуда особо девать (пшеницу вместо Египта — ИФ)». «Мы с ней останемся, она у нас просто застрянет», — заявил он, напомнив, что на Египет приходится до 25% российского экспорта пшеницы.
«Неясно ещё до конца, что произошло, мало информации, чтобы делать однозначный вывод, когда остановится экспорт, а может, и не остановится», — заявил директор департамента стратегического маркетинга ЗОА «Русагротранс» Игорь Павенский.
По его словам, судно с российской пшеницей, купленной на недавнем египетском тендере, должно отправиться во второй половине июня.
При этом он признал, что решение о «нулевой спорынье» может привести к торможению поставок. «Как это было в прошлом сезоне. Но в любом случае мы будем одними из основных поставщиков, подобное случается не первый раз, я думаю, урегулируется», — заметил И.Павенский.
«Это неприятная новость. Спорынья всегда есть, поэтому решение Египта можно воспринимать в очередной раз как давление на рынок, на российских экспортёров», — заявил представитель крупной зернотрейдерской компании.
По его словам, необходимо «срочно инициировать переговорный процесс на межправительственном уровне и получить официальное подтверждение».
«Если это действительно так (требование о нулевой спорынье), то надо рассматривать асимметричные меры по другим рынкам, где мы могли бы сподвигнуть Египет на то, чтобы поменять это решение», — заявил он.
Как считает трейдер, терять ключевой для российской пшеницы египетский рынок нельзя, тем более перед началом нового экспортного сезона. Этот сезон, по его словам, будет тяжёлым из-за высокой конкуренции и большого предложения зерна.
Как сообщалось, Египет с 13 июня может установить требование о «нулевой спорынье» во ввозимой пшенице. Международные стандарты допускают содержание спорыньи в пшенице на уровне до 0,05%.
Спор вокруг «нулевой спорыньи» шел несколько месяцев в 2016 году, летом, после того, как Египет принял решение о том, что наличие этого вредителя во ввозимом зерне не должно превышать 0%. В результате тендерные закупки зерна практически прекратились, поставщики отказывались от участия в тендерах.
В сентябре Египет принял решение отказаться от этого требования.
По итогам прошлого сельхозгода (июль 2015 — июнь 2016 гг.) Египет вышел на первое место по закупкам российского зерна, импортировав его 6,25 млн тонн против 3,65 млн тонн в предыдущем сельхозгоду. Его доля в закупках увеличилась до 18,3% с 12,1% соответственно.