Что будет с зерновым рынком в 2017-м году.
В 2016 году во многих регионах были отмечены рекордные валовые сборы зерновых. Хотя внешнеполитическая неопределенность и нестабильность на мировых рынках заставляли участников рынка понервничать, год закончился в целом на оптимистичной ноте, говорят эксперты Российского аграрного агентства.
Успехи на мировой арене
Несмотря на то, что мировые товарные рынки в прошлом году весьма сильно лихорадило, российские аграрии почувствовали это в гораздо меньше степени, чем другие страны. Даже стремительное падение цен на пшеницу и кукурузу в России почти и не заметили – по крайней мере, вплоть до ноября.
Основная причина – девальвация рубля. Из-за нее российское зерно и услуги фрахта стали одними из самых дешевых на мировой арене. Плюс хорошее качество российской пшеницы, которое позволяло нашим соотечественникам выигрывать крупные контракты на поставку.
— Благодаря этим факторам в 2016 году Россия не только укрепила свои позиции в Причерноморском регионе, но и стала одним из самых сильных игроков на нетрадиционных для нас рынках. Например, начали поставлять пшеницу в Мексику. Хотя там всегда, как вы понимаете, доминировали американцы, — говорит директор аналитического агентства «Совэкон» Андрей Сизов. — Пока объемы небольшие, но тем не менее.
Продолжили расти продажи в Нигерию. Это самая населенная страна в Африке, раньше это было крупный покупатель американской пшеницы. Сейчас они переориентируются на Россию. Поставщики из нашей страны в прошлом году заняли первое место по объемам отгрузки, отправляя зерновую культуру даже в страны, которые ранее никогда не принимали ее из России или покупали в малых объемах. На очереди Марокко и Алжир, которые обычно покупали зерно во Франции. Уже имеются соглашения о поставках. Кроме того, российским зерном впервые заинтересовались Индонезия, Мальта, Мали и Мьянма, ранее охотно получающие его у Австралии. Также Россия не будет отказываться от традиционных импортеров – Египта, Бангладеш и Мозамбика, говорят опрошенные Российским аграрным агентством трейдеры. Каждая из этих стран принимает от 50 до 100 тысяч тонн российского сырья.
Серьезно «потрепал нервы» участникам рынка Египет – он то объявлял, то отменял свои же решения о ввозе в страну зерна только с нулевым содержанием спорыньи, что на практике является невозможным. Однако к концу года ситуация разрешилась, и вновь в пользу россиян. «Никуда не денутся, страну кормить придется, а дешевле и лучше российского зерна им не найти», — такой консенсус-ответ дают донские и кубанские участники рынка.
Волнуется внутренний рынок
Внутри страны развитие отрасли сдерживалось чрезмерным государственным регулированием, считают эксперты.
— Российским зерновикам мешали экспортные пошлины. Правда, к середине года уровень цен в рублях был на таком уровне, что влияние пошлины было несущественным (как вы знаете, пошлина плавающая). Однако, снятие ограничений, конечно же, всегда подстегивает экспорт, — говорит аналитик Российского аграрного агентства Артем Федоров. — Пошлины вводили якобы для сдерживания продовольственной инфляции, но исследования показывают, что их влияние на рост цен незначительно.
— Россия — единственная страна в мире с относительно развитым сельским хозяйством, где есть такая мера. Была еще Аргентина. Но они, помучавшись с этими ограничениями на экспорт более 10 лет, с января 2016 года от них отказались. Поставленная цель — снижение продовольственной инфляции — достигнута не была. А было «достигнуто» снижение производства и экспорта пшеницы, — дополняет Андрей Сизов.
Также проблемой стало доведение средств погектарных субсидий во время весенней посевной. В апреле премьер Дмитрий Медведев, выступая на Форуме партии «Единая Россия» («Современное российское село» в Саратове), обрушился с резкой критикой на региональные власти, которые допускают задержку погектарных выплат. Правда, южных регионов эта проблема коснулась в меньшей степени. Как сообщали тогда нашему изданию в региональных минсельхозах ЮФО и СКФО, выплаты были доведены до получателей даже раньше, чем в 2015 году.
Еще одной важной тенденцией стало смещение наивысшей рентабельности с традиционной пшеницы на подсолнечник и сою. Производство растительного масла росло 14 лет в России весьма быстрыми темпами. По данным отраслевых аналитиков, в 2015-16 гг. потенциальная мощность российских МЭЗов и маслозаводов достигла 20,6 миллиона тонн, в 4,7 раза больше, чем в 2002 году. Их было построено так много, что даже два завода в Ростовской области – «Астон» и «Юг Руси» — готовы перерабатывать столько, сколько не производит весь этот «подсолнечный» регион. Неудовлетворенный спрос подстегивает цены. В прошлом году они обновили рекорды 2008 года.
Россия – новичок на рынке сои, но после снятия экспортных пошлин в 2015 году она быстро занимает свою долю на громадном китайском рынке. Да, более половины российского производства сои находится на Дальнем Востоке, однако и на Кубани все активнее занимаются этой культурой.
Обильные осадки в конце лета оказали двоякий эффект на посевы: с одной стороны, влага сильно помогла росту зеленой массы, формированию колосьев и т.д. — с другой, частично вымыла питательные вещества из почвы, привела к локальному появлению таких опасных заболеваний, как фузариоз. Мы писали даже об опасениях, что из-за фузариоза некоторые регионы Юга могут закрыть на карантин. Однако этого не случилось.
И даже предсказанная проблема саранчи не смогла погубить урожай.
В итоге к середине декабря в стране собрали 126 миллионов тонн зерна при урожайности 27,4 ц/га (в 2015 г. – 24,7 ц/га). Три главных зерновых региона страны – Ростовская область и Краснодарский край – в минувшем сезоне обновили рекорды по сбору. Они собрали 11,5 и 14,5 миллиона тонн зерновых соответственно. Еще 10,52 миллиона тонн собрали на Ставрополье.
Огненный Петух не клюнет?
На Всемирном зерновом форуме, который прошел в Сочи в конце ноября, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович сказал, что к 2026 году Россия будет производить до 150 миллионов тонн зерна в год. Правда, как будет достигаться эта цифра, не вполне ясно.
Господдержка зерновиков и покупателей сельхозтехники сокращается. Например, как сказал министр сельского хозяйства Ростовской области Константин Рачаловский в конце декабря на итоговой пресс-конференции, субсидии, которые раньше направлялись на покупку техники российского производства, теперь пойдут на развитие животноводства. По данным Российского аграрного агентства, даже раньше эти госпрограммы не могли в полной мере покрыть устаревание тракторов и комбайнов, работающих на полях. А теперь говорить о технологическом перевооружении, видимо, совсем не приходится.
Погектарные субсидии также не растут существенно. А значит, многие будут сеять без удобрений и пестицидов, что негативно скажется не только на валовом сборе, но и на качестве зерна. Спрос на мировом рынке есть, но только на самую качественную пшеницу. А оно в России очень неоднородное. По данным Центра оценки качества зерна, доля пшеницы третьего класса в целом по РФ составляет всего лишь около 20-25 процентов, и существенная его часть производится в «азиатских» регионах России, далеких от портов Кубани и Ростовской области.
Сохраняются высокие фитосанитарные риски. Из-за теплой осени и недостаточной обработки почвы в этом году ожидается большое количество грызунов на полях, не исключены и нашествия саранчи, говорят почти все опрошенные агрономы.
При этом зимовка посевов проходит пока неплохо. Сильных морозов на Юге практически не было, а если и были, то все поля в основном укрыты 15-20-сантиметровым слоем снега.
— Пока говорить о видах на урожай рано, надо посмотреть, как мы переживем первые три месяца 2017 года, — говорит глава крупного крестьянско-фермерского хозяйства из Ростовской области Сергей Скорик. – По прогнозам синоптиков, вторая половина зимы должна быть весьма холодной.
2017 год, год Красного Огненного Петуха по китайскому календарю, обещает целый водоворот событий в деловой жизни. Но он обязательно должен быть успешным, считают астрологи. Что же, как говорится, поживем – увидим.