А. Гордеев: Госпрограмма позволит изменить отношение исполнительной власти к сельскому хозяйству
Как сообщается на официальном сайте Президента РФ, состоялось первое в 2007 году заседание Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. На заседании рассматривались две важнейшие темы - актуальные задачи в сфере демографии, и во многом связанный с этими проблемами вопрос улучшения жизни на селе - повышение ее качества и развитие сельской экономики.
Открывая заседание, Президент РФ Владимир Путин отметил: «В декабре 2006 года был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Его цель - сфокусировать меры государственной поддержки как на аграрно-промышленном секторе, так и на комплексном развитии сельских территорий. На основе этого закона предстоит разработать государственную программу развития сельского хозяйства. Этот документ призван обеспечить консолидацию наших действий по комплексному развитию села».
Подробнее о ходе подготовки программы рассказал министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев:
«Прежде всего, кратко о результатах работы сельского хозяйства за прошедшие годы.
Агропромышленный комплекс играет большую роль в социально-экономической жизни страны. Его доля в валовом внутреннем продукте составляет порядка 8,5%, а непосредственно в материальном производстве - около 12%. Напомню, что в сельской местности живет более 38 млн человек, то есть 27% населения страны.
Главная отличительная особенность современного этапа развития сельского хозяйства заключается в том, что уже восемь лет подряд мы наблюдаем рост.
За период с 1999 по 2006 год объем валовой внутренней продукции в сельском хозяйстве увеличился на 34,5%. За последние 50 лет столь длительного периода непрерывного роста в этой сфере экономики не наблюдалось. Правда, нельзя забывать о том, что в 90-е годы имело место почти двукратное падение объемов производства, и мы пока еще только на три четвертых восстановили дореформенные объемы производства сельскохозяйственной продукции.
Особенно беспокоит положение дел в животноводстве. Если в растениеводстве уровень 1990 года (это эталонный год) был достигнут еще в 2004 году, то в животноводстве объемы производства восстановлены чуть больше чем наполовину.
Наряду с ростом количественных показателей произошли и принципиально качественные изменения. Из хронически убыточной отрасль стала в целом прибыльной, значительно сократился удельный вес убыточных хозяйств.
В 2006 году положительные тенденции в развитии сельского хозяйства сохранились. Объем валовой сельскохозяйственной продукции, по данным Росстата, вырос больше, чем прогнозировалось, то есть рост составил 2,8%. Несмотря на крайне неблагоприятные погодные условия, которые преследовали аграриев весь прошлый год, зерна намолочено даже больше, чем в 2005 году, - 78,5 млн т (в весе после доработки).
Обеспечен рост производства продукции и земледелия, и, что очень важно, животноводства. И в этом огромная заслуга приоритетного национального проекта, главным направлением которого и стала эта отрасль. Основанием для такого решения, как известно, явилось резкое падение производства продукции животноводства, о чем я уже говорил, а также - и это еще раз подчеркну - главное, существенное сокращение потребления мяса и молока на душу населения. Если в 1990 году потребление мяса и мясопродуктов составляло 75 кг, то в настоящее время всего лишь - 55 кг, по молоку и молокопродуктам, соответственно, 385 и 235 кг. Очевидна задача - в ближайшие годы обеспечить население отечественными натуральными мясомолочными продуктами питания в условиях растущего спроса на эту продукцию.
Переходя к итогам реализации приоритетного национального проекта, напомню, были определены 3 направления: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов. Проект предусматривает - и это впервые - за 2 года достичь конкретных целевых показателей: увеличить производство мяса в стране на 7%, молока - на 4,5%; поставить по лизингу 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота и высокопроизводительного оборудования для создания 130 тыс. скотомест; увеличение объема реализации сельхозпродукции личными подсобными и фермерскими хозяйствами - на 6%; создание 2550 кооперативов; ввод 1400 тыс. кв. м жилья. Это жилье должны приобрести на льготной основе более 31 тыс. молодых специалистов.
В целом реализация национального проекта по итогам прошлого года продемонстрировала положительную динамику по всем показателям. По первому направлению мы можем отметить рост производства скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств на 4,8%, особенно высокие темпы прироста достигнуты в производстве птицы - примерно 15% и свиней - 8,7%. При этом если в отношении мяса птицы такие результаты для нас стали уже привычными благодаря квотированию импорта, то применительно к свинине рост наблюдается впервые за последние годы. Перелом мы связываем непосредственно с реализацией нацпроектов.
В первую пятерку регионов, обеспечивших наибольший рост производства мяса в 2006 году, вошли Белгородская область (34%), Липецкая область, Пензенская область, Оренбургская область и Республика Коми. Достигнутые темпы роста производства мяса в текущем году позволят нам выйти на заданный в проекте целевой показатель по итогам двух лет - 7%.
Что касается молока, то его производство во всех категориях хозяйств выросло на 0,8%, тогда как в 2005 году у нас было падение более 3%. Превращение динамики из отрицательной в положительную мы рассматриваем как важный промежуточный результат реализации нацпроекта. Значительно, на 8,5%, удалось увеличить продуктивность в молочном животноводстве. Средний надой молока на корову составил в стране 3600 кг в год, а самые высокие показатели в советские годы не превышали 2800 кг.
Что касается поголовья крупного рогатого скота, то темы его сокращения снизились более чем в 5 раз и составили чуть более 1%. Это позволяет нам рассчитывать, что в 2007 году сокращение поголовья КРС прекратится. Лидерами по производству молока в 2006 году стали республики Карачаево-Черкесия, Дагестан, Челябинская область, Чувашия, Саратовская область и Удмуртия.
С учетом планового ввода в строй новых и реконструируемых молочно-товарных ферм ожидается повышения динамики прироста производства молока, что позволит также выполнить двухлетний целевой показатель роста - 4,5%.
В 2006 году впервые нашел широкое распространение льготный механизм получения 8-летних кредитных ресурсов на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов. Благодаря этому более 1300 участников проекта заключили кредитные договоры на сумму 59 млрд рублей - это примерно в 1,5 раза больше, чем было определено целевым показателем. Основными банками-участниками приоритетного национального проекта являются «Россельхозбанк» и Сбербанк, на долю которых приходится 85% кредитных ресурсов. С превышением целевых ориентиров вел работу и Росагролизинг. Закуплено и поставлено сельхозпроизводителям 50 тыс. 200 голов племенного скота и оборудования для создания и модернизации более 70 тыс. скотомест.
Для повышения эффективности направления ускоренного развития животноводства, начиная с текущего года, включены 5 дополнительных мероприятий: это поддержка племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, - по этому вопросу было поручение Президента России, - развитие промышленного рыбоводства, а также расширение доступности кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств, приобретения племенного скота, техники и оборудования - имеются в виду краткосрочные и пятилетние кредиты.
Теперь о втором направлении - стимулировании развития малых форм хозяйствования. Этому сектору экономики было уделено особое внимание, так как он вносит существенный вклад в продовольственное обеспечение страны. Здесь производится около 60% объема всей сельхозпродукции. Он также имеет ключевое значение для обеспечения социальной стабильности в сельских территориях. По данным переписи, в стране насчитывается порядка 18 млн личных подсобных хозяйств и 285 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.
Одним из основных мероприятий по данному направлению нацпроекта является доступность льготных кредитных ресурсов для малых форм хозяйствования, что позволяет повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан. Поставленные целевые показатели заметно перевыполнены - объем привлеченных кредитов составил 41 млрд рублей, что вдвое выше целевого показателя; выдано было более 182 тыс. кредитов. В начале 2006 года ориентир был у нас почти вдвое ниже, около 100 тыс. кредитов.
В настоящее время только «Россельхозбанк» еженедельно выдает порядка 3500 кредитов. А если сопоставить первый год реализации нацпроекта с 2005 годом, то окажется, что фермерам было предоставлено в 5 раз больше кредитов, личным подсобным хозяйствам - в 40 раз, а сельхозкооперативам - в 90 раз. Из общего объема выданных кредитов малым формам хозяйствования на долю «Россельхозбанка» приходится 66% и Сбербанка России - 27%. В 2007 году предполагается выйти на более масштабные показатели, предоставить не менее 200 тыс. кредитов. Ставится задача практически в каждом сельском районе иметь офисы «Россельхозбанка» и развивать на селе комплекс банковских услуг.
Проектом предусматривается создание и развитие сети заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных кооперативов. По количеству созданных кооперативов мы уже приближаемся к показателям, запланированным на 2 года.
Для справки: на 1 января 2006 года в стране насчитывалось порядка 900 кооперативов. В прошлом году создано 2134 сельскохозяйственных потребительских кооператива. Важно в текущем году обеспечить, чтобы они были не только на бумаге, а реально работали и оказывали влияние на сельскохозяйственную деятельность. Такая задача поставлена органам управления АПК регионов и районного уровня.
Лучше всех с этой задачей справились в 2006 году региональные власти Чувашии, Мордовии, Калмыкии, Тюменской и Ростовской областей. Для обеспечения заинтересованности малых форм хозяйствования в объединении в кооперативы они были (кооперативы) приравнены по налогообложению к сельхозпроизводителям, получили право переходить на единый сельхозналог.
Однако остается нерешенным вопрос о том, чтобы НДС для кооперативов учитывался так же, как и для индивидуальных предпринимателей. Надеюсь, Минфин это предложение наконец-то поддержит.
Начиная с 2007 года, предусмотрена поддержка кредитования кооперативов пятилетними инвестиционными кредитами для создания под их управлением сельскохозяйственных рынков. Считаю, что в первую очередь это должно коснуться районных центров. Важно также наладить подготовку кадров для кооперации, развивать систему информационно-консультационных услуг для представителей малого агробизнеса.
Говоря о политике по отношению к малым формам хозяйствования, нельзя не коснуться и вопроса о земле. Эта тема была главной на недавно прошедшем Съезде фермеров России. Назрела необходимость, на наш взгляд, разработки и реализации федеральной целевой программы по упорядочению землеустройства в сельской местности. В частности, речь идет об оформлении с участием средств федерального и региональных бюджетов прав на земельные участки, выделенные в счет земельных долей, а также под личные подсобные и семейные крестьянские (фермерские) хозяйства. Это не только укрепит правовой статус семейных хозяйств, но и у них появится реальное залоговое обеспечение, возможность пользоваться кредитом, а значит, создаст условия для развития малого бизнеса, роста занятости и доходов сельского населения.
Просил бы Вас, уважаемый Владимир Владимирович, дать соответствующие поручения по изложенным предложениям.
По направлению обеспечения доступным жильем молодых специалистов на селе. Целевые показатели по итогам года выполнены полностью, выделенные из федерального бюджета 2 млрд рублей освоены, построено 713,8 тыс. кв. м жилья. В проекте участвуют 16 тыс. 225 молодых специалистов, что несколько выше плана. Из общего количества получивших жилье, каждый пятый - это работник социальной сферы.
Основная проблема здесь в продолжающемся росте цен. За 2006 год средняя стоимость 1 кв. м жилья в сельской местности возросла на 29%. К сожалению, указанная динамика сохраняется и в 2007 году. В связи с этим для выполнения контрольных целевых показателей в 2007 году необходимо дополнительное финансирование в сумме не менее 500 млн рублей. По этому вопросу есть поручение президиума Совета Министерству финансов, и мы надеемся, что решение будет положительным.
Первый год реализации нацпроекта заложил хорошие основы для развития деловой активности на селе и выполнения целевых показателей по итогам 2 лет. В январе и феврале сохраняется положительная динамика развития по всем трем направлениям проекта.
Вместе с тем в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли, и особенно это становится очевидным при анализе социально-экономического прогноза развития страны до 2010 года.
Во-первых, сохраняется опережающий рост цен на промышленную продукцию, прежде всего на энергоресурсы, по сравнению с ценами на сельхозпродукцию, что приводит к нестабильности и ухудшению финансового состояния сельхозпроизводителей.
Во-вторых, как следствие, незначительные доходы привели к высокому уровню физического и морального износа основных фондов, технической и технологической отсталости отрасли. В результате сельское хозяйство страны менее эффективно, чем в развитых странах. Уровень оплаты труда остается самым низким по сравнению с другими отраслями. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составляет 4300 рублей, или 40% от средней по всем отраслям экономики. В свою очередь, это отразилось на качестве жизни, демографической ситуации в сельской местности, продолжается отток квалифицированной, экономически активной части населения в города.
В-третьих, отсутствие эффективной торговой политики как внутренней, так и внешней приводит к неоправданным темпам роста объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным таможенной статистики, в 2006 году импорт составил $21 млрд, или вырос по сравнению с предыдущим годом на 24%. К сожалению, такая же динамика роста импорта прогнозируется на ближайшие четыре года, то есть она почти в 10 раз выше предполагаемого роста сельского отечественного хозяйства. При этом обидно, что, все знают, речь идет о субсидируемой импортной продукции. Ярким примером является поставка на наш рынок свинины.
За 2006 год, только в течение года, удвоили свой экспорт в Россию Германия, Дания и Канада, продолжаются нелегальные поставки мяса, измеряемые десятками тысяч тонн со стороны Китая и даже с территории родной Белоруссии. Все это яркие, масштабные примеры недобросовестной конкуренции. Такой торговле предлагаю поставить жесткий заслон, в противном случае соревноваться и поднимать сельское отечественное хозяйство будет невозможно.
Большие ожидания и оптимизм связывают работники сельскохозяйственной сферы с реализацией Федерального закона о развитии сельского хозяйства. На законодательном уровне впервые в истории России установлены цели, правовые основы и направления федеральной аграрной политики как составной части социально-экономической политики государства. В соответствии с законом будет приниматься государственная программа развития сельского хозяйства на пятилетний период.
В программе предусмотрено закрепить на 5 лет конкретные параметры финансовой поддержки отрасли, механизмы и индикаторы реализации мероприятий, в том числе меры таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, налоговой политики государства.
Определены следующие цели госпрограммы. Первое - устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.
Второе - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства с целью импортозамещения.
Третье - сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
В соответствии с законом в настоящее время Председатель Правительства, Председатель Государственной Думы и Председатель Совета Федерации создали совместную комиссию, которая должна согласовать основные параметры программы и представить их на утверждение в Правительство. При этом исходим из того - и это решение поддержано Дмитрием Медведевым, - что приоритетный национальный проект «Развитие АПК» перерастает в государственную программу развития сельского хозяйства и вся аграрная политика становится с 2008 года приоритетной частью социально-экономической политики государства. Федеральным законом предусмотрены жесткие сроки разработки и принятия госпрограммы - до 15 июля 2007 года.
С учетом изложенного прошу дать поручение министру финансов, министру экономического развития и торговли совместно с Минсельхозом России ответственно подойти к разработке комплекса мер на ближайшие 5 лет, чтобы обеспечить сохранение динамики развития сельскохозяйственного производства, достигнутой при реализации приоритетного национального проекта, и учесть соответствующую господдержку в трехлетнем федеральном бюджете.
Уверен, что госпрограмма позволит существенно изменить отношение со стороны всех уровней исполнительной власти к сельскому хозяйству и решить в ближайшее время перечисленные в докладе проблемы».
Открывая заседание, Президент РФ Владимир Путин отметил: «В декабре 2006 года был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». Его цель - сфокусировать меры государственной поддержки как на аграрно-промышленном секторе, так и на комплексном развитии сельских территорий. На основе этого закона предстоит разработать государственную программу развития сельского хозяйства. Этот документ призван обеспечить консолидацию наших действий по комплексному развитию села».
Подробнее о ходе подготовки программы рассказал министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев:
«Прежде всего, кратко о результатах работы сельского хозяйства за прошедшие годы.
Агропромышленный комплекс играет большую роль в социально-экономической жизни страны. Его доля в валовом внутреннем продукте составляет порядка 8,5%, а непосредственно в материальном производстве - около 12%. Напомню, что в сельской местности живет более 38 млн человек, то есть 27% населения страны.
Главная отличительная особенность современного этапа развития сельского хозяйства заключается в том, что уже восемь лет подряд мы наблюдаем рост.
За период с 1999 по 2006 год объем валовой внутренней продукции в сельском хозяйстве увеличился на 34,5%. За последние 50 лет столь длительного периода непрерывного роста в этой сфере экономики не наблюдалось. Правда, нельзя забывать о том, что в 90-е годы имело место почти двукратное падение объемов производства, и мы пока еще только на три четвертых восстановили дореформенные объемы производства сельскохозяйственной продукции.
Особенно беспокоит положение дел в животноводстве. Если в растениеводстве уровень 1990 года (это эталонный год) был достигнут еще в 2004 году, то в животноводстве объемы производства восстановлены чуть больше чем наполовину.
Наряду с ростом количественных показателей произошли и принципиально качественные изменения. Из хронически убыточной отрасль стала в целом прибыльной, значительно сократился удельный вес убыточных хозяйств.
В 2006 году положительные тенденции в развитии сельского хозяйства сохранились. Объем валовой сельскохозяйственной продукции, по данным Росстата, вырос больше, чем прогнозировалось, то есть рост составил 2,8%. Несмотря на крайне неблагоприятные погодные условия, которые преследовали аграриев весь прошлый год, зерна намолочено даже больше, чем в 2005 году, - 78,5 млн т (в весе после доработки).
Обеспечен рост производства продукции и земледелия, и, что очень важно, животноводства. И в этом огромная заслуга приоритетного национального проекта, главным направлением которого и стала эта отрасль. Основанием для такого решения, как известно, явилось резкое падение производства продукции животноводства, о чем я уже говорил, а также - и это еще раз подчеркну - главное, существенное сокращение потребления мяса и молока на душу населения. Если в 1990 году потребление мяса и мясопродуктов составляло 75 кг, то в настоящее время всего лишь - 55 кг, по молоку и молокопродуктам, соответственно, 385 и 235 кг. Очевидна задача - в ближайшие годы обеспечить население отечественными натуральными мясомолочными продуктами питания в условиях растущего спроса на эту продукцию.
Переходя к итогам реализации приоритетного национального проекта, напомню, были определены 3 направления: ускоренное развитие животноводства, стимулирование развития малых форм хозяйствования, обеспечение доступным жильем молодых специалистов. Проект предусматривает - и это впервые - за 2 года достичь конкретных целевых показателей: увеличить производство мяса в стране на 7%, молока - на 4,5%; поставить по лизингу 100 тыс. голов высокопродуктивного племенного скота и высокопроизводительного оборудования для создания 130 тыс. скотомест; увеличение объема реализации сельхозпродукции личными подсобными и фермерскими хозяйствами - на 6%; создание 2550 кооперативов; ввод 1400 тыс. кв. м жилья. Это жилье должны приобрести на льготной основе более 31 тыс. молодых специалистов.
В целом реализация национального проекта по итогам прошлого года продемонстрировала положительную динамику по всем показателям. По первому направлению мы можем отметить рост производства скота и птицы на убой в живом весе во всех категориях хозяйств на 4,8%, особенно высокие темпы прироста достигнуты в производстве птицы - примерно 15% и свиней - 8,7%. При этом если в отношении мяса птицы такие результаты для нас стали уже привычными благодаря квотированию импорта, то применительно к свинине рост наблюдается впервые за последние годы. Перелом мы связываем непосредственно с реализацией нацпроектов.
В первую пятерку регионов, обеспечивших наибольший рост производства мяса в 2006 году, вошли Белгородская область (34%), Липецкая область, Пензенская область, Оренбургская область и Республика Коми. Достигнутые темпы роста производства мяса в текущем году позволят нам выйти на заданный в проекте целевой показатель по итогам двух лет - 7%.
Что касается молока, то его производство во всех категориях хозяйств выросло на 0,8%, тогда как в 2005 году у нас было падение более 3%. Превращение динамики из отрицательной в положительную мы рассматриваем как важный промежуточный результат реализации нацпроекта. Значительно, на 8,5%, удалось увеличить продуктивность в молочном животноводстве. Средний надой молока на корову составил в стране 3600 кг в год, а самые высокие показатели в советские годы не превышали 2800 кг.
Что касается поголовья крупного рогатого скота, то темы его сокращения снизились более чем в 5 раз и составили чуть более 1%. Это позволяет нам рассчитывать, что в 2007 году сокращение поголовья КРС прекратится. Лидерами по производству молока в 2006 году стали республики Карачаево-Черкесия, Дагестан, Челябинская область, Чувашия, Саратовская область и Удмуртия.
С учетом планового ввода в строй новых и реконструируемых молочно-товарных ферм ожидается повышения динамики прироста производства молока, что позволит также выполнить двухлетний целевой показатель роста - 4,5%.
В 2006 году впервые нашел широкое распространение льготный механизм получения 8-летних кредитных ресурсов на строительство и реконструкцию животноводческих комплексов. Благодаря этому более 1300 участников проекта заключили кредитные договоры на сумму 59 млрд рублей - это примерно в 1,5 раза больше, чем было определено целевым показателем. Основными банками-участниками приоритетного национального проекта являются «Россельхозбанк» и Сбербанк, на долю которых приходится 85% кредитных ресурсов. С превышением целевых ориентиров вел работу и Росагролизинг. Закуплено и поставлено сельхозпроизводителям 50 тыс. 200 голов племенного скота и оборудования для создания и модернизации более 70 тыс. скотомест.
Для повышения эффективности направления ускоренного развития животноводства, начиная с текущего года, включены 5 дополнительных мероприятий: это поддержка племенного животноводства, отечественного овцеводства, северного оленеводства и табунного коневодства, - по этому вопросу было поручение Президента России, - развитие промышленного рыбоводства, а также расширение доступности кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств, приобретения племенного скота, техники и оборудования - имеются в виду краткосрочные и пятилетние кредиты.
Теперь о втором направлении - стимулировании развития малых форм хозяйствования. Этому сектору экономики было уделено особое внимание, так как он вносит существенный вклад в продовольственное обеспечение страны. Здесь производится около 60% объема всей сельхозпродукции. Он также имеет ключевое значение для обеспечения социальной стабильности в сельских территориях. По данным переписи, в стране насчитывается порядка 18 млн личных подсобных хозяйств и 285 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.
Одним из основных мероприятий по данному направлению нацпроекта является доступность льготных кредитных ресурсов для малых форм хозяйствования, что позволяет повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан. Поставленные целевые показатели заметно перевыполнены - объем привлеченных кредитов составил 41 млрд рублей, что вдвое выше целевого показателя; выдано было более 182 тыс. кредитов. В начале 2006 года ориентир был у нас почти вдвое ниже, около 100 тыс. кредитов.
В настоящее время только «Россельхозбанк» еженедельно выдает порядка 3500 кредитов. А если сопоставить первый год реализации нацпроекта с 2005 годом, то окажется, что фермерам было предоставлено в 5 раз больше кредитов, личным подсобным хозяйствам - в 40 раз, а сельхозкооперативам - в 90 раз. Из общего объема выданных кредитов малым формам хозяйствования на долю «Россельхозбанка» приходится 66% и Сбербанка России - 27%. В 2007 году предполагается выйти на более масштабные показатели, предоставить не менее 200 тыс. кредитов. Ставится задача практически в каждом сельском районе иметь офисы «Россельхозбанка» и развивать на селе комплекс банковских услуг.
Проектом предусматривается создание и развитие сети заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих и кредитных кооперативов. По количеству созданных кооперативов мы уже приближаемся к показателям, запланированным на 2 года.
Для справки: на 1 января 2006 года в стране насчитывалось порядка 900 кооперативов. В прошлом году создано 2134 сельскохозяйственных потребительских кооператива. Важно в текущем году обеспечить, чтобы они были не только на бумаге, а реально работали и оказывали влияние на сельскохозяйственную деятельность. Такая задача поставлена органам управления АПК регионов и районного уровня.
Лучше всех с этой задачей справились в 2006 году региональные власти Чувашии, Мордовии, Калмыкии, Тюменской и Ростовской областей. Для обеспечения заинтересованности малых форм хозяйствования в объединении в кооперативы они были (кооперативы) приравнены по налогообложению к сельхозпроизводителям, получили право переходить на единый сельхозналог.
Однако остается нерешенным вопрос о том, чтобы НДС для кооперативов учитывался так же, как и для индивидуальных предпринимателей. Надеюсь, Минфин это предложение наконец-то поддержит.
Начиная с 2007 года, предусмотрена поддержка кредитования кооперативов пятилетними инвестиционными кредитами для создания под их управлением сельскохозяйственных рынков. Считаю, что в первую очередь это должно коснуться районных центров. Важно также наладить подготовку кадров для кооперации, развивать систему информационно-консультационных услуг для представителей малого агробизнеса.
Говоря о политике по отношению к малым формам хозяйствования, нельзя не коснуться и вопроса о земле. Эта тема была главной на недавно прошедшем Съезде фермеров России. Назрела необходимость, на наш взгляд, разработки и реализации федеральной целевой программы по упорядочению землеустройства в сельской местности. В частности, речь идет об оформлении с участием средств федерального и региональных бюджетов прав на земельные участки, выделенные в счет земельных долей, а также под личные подсобные и семейные крестьянские (фермерские) хозяйства. Это не только укрепит правовой статус семейных хозяйств, но и у них появится реальное залоговое обеспечение, возможность пользоваться кредитом, а значит, создаст условия для развития малого бизнеса, роста занятости и доходов сельского населения.
Просил бы Вас, уважаемый Владимир Владимирович, дать соответствующие поручения по изложенным предложениям.
По направлению обеспечения доступным жильем молодых специалистов на селе. Целевые показатели по итогам года выполнены полностью, выделенные из федерального бюджета 2 млрд рублей освоены, построено 713,8 тыс. кв. м жилья. В проекте участвуют 16 тыс. 225 молодых специалистов, что несколько выше плана. Из общего количества получивших жилье, каждый пятый - это работник социальной сферы.
Основная проблема здесь в продолжающемся росте цен. За 2006 год средняя стоимость 1 кв. м жилья в сельской местности возросла на 29%. К сожалению, указанная динамика сохраняется и в 2007 году. В связи с этим для выполнения контрольных целевых показателей в 2007 году необходимо дополнительное финансирование в сумме не менее 500 млн рублей. По этому вопросу есть поручение президиума Совета Министерству финансов, и мы надеемся, что решение будет положительным.
Первый год реализации нацпроекта заложил хорошие основы для развития деловой активности на селе и выполнения целевых показателей по итогам 2 лет. В январе и феврале сохраняется положительная динамика развития по всем трем направлениям проекта.
Вместе с тем в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли, и особенно это становится очевидным при анализе социально-экономического прогноза развития страны до 2010 года.
Во-первых, сохраняется опережающий рост цен на промышленную продукцию, прежде всего на энергоресурсы, по сравнению с ценами на сельхозпродукцию, что приводит к нестабильности и ухудшению финансового состояния сельхозпроизводителей.
Во-вторых, как следствие, незначительные доходы привели к высокому уровню физического и морального износа основных фондов, технической и технологической отсталости отрасли. В результате сельское хозяйство страны менее эффективно, чем в развитых странах. Уровень оплаты труда остается самым низким по сравнению с другими отраслями. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составляет 4300 рублей, или 40% от средней по всем отраслям экономики. В свою очередь, это отразилось на качестве жизни, демографической ситуации в сельской местности, продолжается отток квалифицированной, экономически активной части населения в города.
В-третьих, отсутствие эффективной торговой политики как внутренней, так и внешней приводит к неоправданным темпам роста объемов импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. По данным таможенной статистики, в 2006 году импорт составил $21 млрд, или вырос по сравнению с предыдущим годом на 24%. К сожалению, такая же динамика роста импорта прогнозируется на ближайшие четыре года, то есть она почти в 10 раз выше предполагаемого роста сельского отечественного хозяйства. При этом обидно, что, все знают, речь идет о субсидируемой импортной продукции. Ярким примером является поставка на наш рынок свинины.
За 2006 год, только в течение года, удвоили свой экспорт в Россию Германия, Дания и Канада, продолжаются нелегальные поставки мяса, измеряемые десятками тысяч тонн со стороны Китая и даже с территории родной Белоруссии. Все это яркие, масштабные примеры недобросовестной конкуренции. Такой торговле предлагаю поставить жесткий заслон, в противном случае соревноваться и поднимать сельское отечественное хозяйство будет невозможно.
Большие ожидания и оптимизм связывают работники сельскохозяйственной сферы с реализацией Федерального закона о развитии сельского хозяйства. На законодательном уровне впервые в истории России установлены цели, правовые основы и направления федеральной аграрной политики как составной части социально-экономической политики государства. В соответствии с законом будет приниматься государственная программа развития сельского хозяйства на пятилетний период.
В программе предусмотрено закрепить на 5 лет конкретные параметры финансовой поддержки отрасли, механизмы и индикаторы реализации мероприятий, в том числе меры таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, налоговой политики государства.
Определены следующие цели госпрограммы. Первое - устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.
Второе - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства с целью импортозамещения.
Третье - сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
В соответствии с законом в настоящее время Председатель Правительства, Председатель Государственной Думы и Председатель Совета Федерации создали совместную комиссию, которая должна согласовать основные параметры программы и представить их на утверждение в Правительство. При этом исходим из того - и это решение поддержано Дмитрием Медведевым, - что приоритетный национальный проект «Развитие АПК» перерастает в государственную программу развития сельского хозяйства и вся аграрная политика становится с 2008 года приоритетной частью социально-экономической политики государства. Федеральным законом предусмотрены жесткие сроки разработки и принятия госпрограммы - до 15 июля 2007 года.
С учетом изложенного прошу дать поручение министру финансов, министру экономического развития и торговли совместно с Минсельхозом России ответственно подойти к разработке комплекса мер на ближайшие 5 лет, чтобы обеспечить сохранение динамики развития сельскохозяйственного производства, достигнутой при реализации приоритетного национального проекта, и учесть соответствующую господдержку в трехлетнем федеральном бюджете.
Уверен, что госпрограмма позволит существенно изменить отношение со стороны всех уровней исполнительной власти к сельскому хозяйству и решить в ближайшее время перечисленные в докладе проблемы».
2007-03-09